Невзирая на то, что мы знаем Александра Павловича больше как превосходного архитектора, создавшего множество проектов, по которым в России было возведено немало известных зданий и сооружений, кисти Брюллова-старшего принадлежат картины, иметь которые почитает за честь каждый отечественный музей.
Немного из биографии
Братья Александр (1798-1877) и Карл (1799-1852)родились в Санкт-Петербурге в семье академика и мастера орнаментальной скульптуры Павла Ивановича Брюлло, предки которого были выходцами из Франции. По его стопам пошли и оба его отпрыска, а позже и внук, названный в честь деда. Что любопытно, в 1822 году буква «в» на конце фамилии была пожалована сыновьям скульптора высочайшим императорским указом за заслуги перед отечеством.
Любовь к искусству, которая была привита им с раннего детства, тесно переплела их судьбы. Так, в 1809 году оба брата стали студентами Императорской Академии Художеств за казенный счет. А через тринадцать лет Карл и Александр Брюлловы от Академии были командированы в Европу, так как молодым художникам от Общества поощрения художеств была оплачена 6-летняя стажировка за границей. Сначала братья практиковались в Мюнхене, а через полгода переехали в Рим изучать историю искусства и сокровища древнего Рима.
Именно там Александр Павлович увлекся изучением античных развалин знаменитых Помпей и приобщился к реставрации помпейских терм (бань). Молодого человека настолько впечатлили древние развалины, что он не только выполнял реставрационные работы, но и составил специальный восстановительный проект, который был несколько позже воссоздан им даже в гравюрах. Именно эти гравюры принесут ему громкую славу, признание и высокие звания.
Так, за реставрацию Помпейских терм Александр Павлович Брюллов был удостоен звания архитектора Его Величества, в также получил членство в Королевском институте архитекторов Англии, стал членом-корреспондентом Французского института и членом Академий художеств Петербурга и Милана.
В 1827 году Брюллов-старший перебрался в Париж, где прослушал курс по механике в Сорбонне и лекции по истории архитектуры. Также будущий архитектор посетил достопримечательности Англии и других европейских стран, впитывая лучшие традиции и новшества, используемые в строительстве архитектурных сооружений в 19 веке.
Вернувшись в Россию в 1829 году, Александр Павлович, получивший колоссальный опыт архитектора, целиком погрузился в создание различных строительных проектов. Именно по ним были возведены Петербургский Михайловский театр (ныне Малый театр оперы и балета имени М.П. Мусоргского), лютеранская церковь Святых Петра и Павла, Пулковская астрономическая обсерватория, Штаб гвардейского корпуса на Дворцовой площади и множество других менее известных зданий и сооружений Питера. В свое время довелось Александру Брюллову готовить восстановительный проект некоторых жилых помещений Зимнего дворца после пожара 1837 года. Эта работа считалась одной из самых выдающихся.
Брюллов составлял проекты и для зданий, строившихся во многих городах российской провинции. За заслуги на поприще зодчества Брюллов-старший удостоился звания профессора архитектуры.
Параллельно с работой над проектами Брюллов-старший с упоением занимался творчеством, он увлекался литографией, мастерски писал акварелью и создал целую галерею великолепных акварельных портретов своих современников, при том весьма известных и влиятельных.
Александр Брюллов прожил достаточно долгую и плодотворную жизнь, получив множество наград и регалий и пережив своего брата на 25 лет. Однако слава младшего брата со временем беспощадно вытеснила его имя из первых рядов и предала забвению.
И немного из личного ...
Женившись на даме из благородного рода, баронессе Алесандре фон Раль, Брюллов-старший прожил с ней в любви и согласии почти полвека. В их браке родилось девять детей, четверо из них умерли в раннем возрасте. Все остальные выжившие дети художника получили хорошее образование и добились признания в разных сферах жизни.
Бонус
Не смог выйти из тени своего знаменитого дядюшки и племянник "Карла Великого" - Павел, который также пошел по творческой тропе своих предков. Но помимо живописи, его одаренную натуру влекла музыка, страсть к которой он унаследовал от своей матери; математика, которой Павел отдавал немало сил и времени, а также изучение иностранных языков.
Павел Александрович Брюллов (1840-1914) — русский художник и архитектор, живописец-пейзажист, академик и член Совета Императорской Академии художеств, член Правления Товарищества передвижных художественных выставок, зарекомендовал себя достойным наследником и продолжателем династии Брюлловых. Главной темой в живописи для художника стал пейзажный жанр, где он смог раскрыться в полной мере.
«Художники говорили о Павле Александровиче, что он хороший математик, окончил университет и слушал лекции по математике в Англии. Математики уверяли, что он музыкант, кончивший консерваторию, а музыканты возвращали его снова в лоно художников. Уж очень одаренной была его натура, и казалось, что ему ничего не стоило изучить все три специальности. И действительно, он писал картины, обнаруживал большие знания в математике и играл на виолончели и рояле»,— из «Воспоминаний о передвижниках» Я. Д. Минченкова.