Амедео Модильяни: слава после смерти
1,254
просмотров
Работы Модильяни стали известны и востребованы сразу после его смерти — их начали раскупать уже во время его похорон.

Детство: искусство и болезни

Амедео Модильяни — выдающийся итальянский живописец и скульптор, творивший на рубеже XIX и XX столетий. Будущий гений родился 12 июля 1884 года в Ливорно.

У юного Амедео были интересные корни. Модильяни имел родственную связь с философом Барухом Спинозой через свою прабабушку Реджину Спинозу. Родители Модильяни были евреями-сефардами. Эта этническая группа получила свое название после изгнания из Испании и Португалии (слово «сефард» в переводе с современного иврита означает «испанец»). Представляясь, юный Амедео говорил: «Модильяни. Еврей». Он переживал по поводу своей национальности, но выбрал тактику самоутверждения, а не отречения. Также, согласно семейному преданию, в род по материнской линии входил Святой Франциск Ассизский.

Модильяни с детства интересовался искусствами и образованием. Он отлично знал историю, литературу, мог часами читать стихи, выученные наизусть. Итальянская атмосфера, в которой рос будущий живописец, с ранних лет воспитала в Амедео любовь к эпохе Возрождения.

Литература тоже произвела огромное впечатление на Модильяни. Он знал наизусть сотни строк Леопарди и Данте, поэзию Рембо, Бодлера, Верлена. Модильяни взахлеб читал творчество Фридриха Ницше и Фёдора Достоевского, обожал Габриэле Д’Аннунцио. Начинающий художник запомнил наизусть отрывки из «Так говорил Заратустра» и «Песни Мальдорора».

Окружение сыграло огромную роль в формировании интересов юного Амедео. К примеру, Сестра матери Лори очень любила своего племянника и с детства брала его к себе, чтобы всячески развивать. Лори писала философские статьи для разных журналов, увлекалась спиритизмом, пропагандировала идеи Ницше и русского анархиста Кропоткина. Её увлечения были близки Модильяни.

Итальянский мастер отличался слабым здоровьем. Художник до 16 лет дважды был при смерти. Сначала мальчик переболел плевритом, который запустил туберкулезный процесс, а потом — тифом. А однажды во время лихорадки, вызванной тифом, Амедео в бреду сообщил матери о желании стать художником. Она написала об этом в своем дневнике. Через несколько лет мать разрешила Модильяни пойти учиться в художественную школу.

Пройдя обучение в школе живописи в Ливорно у Гульельмо Микели, Модильяни в 1902 году поступил в Академию художеств во Флоренции, а немного позже — в Академию в Венеции. К концу 90-ых годов XIX столетия начинающий художник уже экспериментировал со стилями живописи: изображению классических сюжетов Модильяни предпочитал пейзажи, написанные под впечатлением от работ импрессионистов.

Амедео Модильяни: художественные поиски в Париже

Амедео Модильяни: художественные поиски в Париже Портрет Марии Васильевой, 1918.

В начале 1906 года Модильяни приехал в Париж, где занялся поисками современного художественного языка. У молодого художника было совсем мало денег, и он надеялся вступить в творческое объединение. Париж в начале XX столетия был одним из основных центров мирового искусства, из-за чего Модильяни с детства мечтал переехать в столицу Франции.

В Париже Модильяни испытал влияние Поля Сезанна, Тулуз-Лотрека, Пабло Пикассо, фовизма и кубизма, но в итоге выработал собственный стиль, для которого характерен богатый и плотный цвет. Многие искусствоведы считают доминирующим стилем, в котором творил итальянский художник, экспрессионизм, отражавший внутреннее состояние автора и его отношение к объекту. В работах Модильяни сочетаются чистота и утонченность стиля, символизм и гуманизм, языческое чувство полноты и безудержной радости жизни и патетическое переживание мук всегда неспокойной совести.

В ноябре 1907 года Модильяни познакомился с доктором Полем Александром, который снял для него студию и стал первым коллекционером его работ. Художник вступил в группу Независимых и в 1908 и 1910 выставлял свои работы в их салоне.

Знакомство со скульптором Константином Бранкузи в 1909-м сыграло основополагающую роль в развитии скульптурного творчества Модильяни. У Бранкузи Модильяни получил поддержку и ценные советы. В эти годы Модильяни в основном занимался ваянием и изучением произведений классической древности, индийской и африканской пластики. В 1912 он выставил семь скульптурных произведений на Осеннем Салоне.

В начале 10-ых годов XX века Модильяни познакомился с поэтом Серебряного века Анной Ахматовой, ставшей на некоторое время музой художника. Анна Андреевна сбегала из Петербурга от своего мужа Николая Гумилёва на свидания с живописцем. Модильяни часто читал Ахматовой «Песни Мальдорора», которые, как она вспоминала, художник «постоянно носил в кармане». В России творчество этого автора, Лотреамона, было в то время неизвестно. Модильяни познакомил Ахматову с французской богемой, произведя на русскую поэтессу невероятное впечатление. В своём дневнике Ахматова про итальянского гения, которому на тот момент было 26 лет, написала: «Он казался мне окружённым плотным кольцом одиночества…». Также она посвящала стихотворные строки живописцу: на полях рукописи поэмы «Без героя» есть строфы, не вошедшие в окончательный вариант произведения:

«В синеватом Парижа тумане,

И, наверно, опять Модильяни

Незаметно бродит за мной.

У него печальное свойство

Даже в сон мой вносить расстройство

И быть многих бедствий виной…»

Модильяни: закат творчества

Модильяни: закат творчества Автопортрет

С началом Первой мировой войны многие друзья Модильяни покинули Париж. Художника угнетали перемены в жизни, безработица, нищета. В это время он встретил английскую поэтессу Беатрис Гастингс, с которой прожил два года. Модильяни был дружен с такими разными художниками, как Пикассо, Хаим Сутин и Морис Утрилло, а также с коллекционерами и деловыми людьми — Полем Гийомом и Леопольдом Зборовским. Последний стал покровителем художника и поддерживал его творчество.

В эти годы Модильяни вернулся к живописи и создал, возможно, свои самые значительные работы. Присущая его произведениям отвлеченность явилась следствием изучения искусства древних цивилизаций и итальянского примитива, а также влияния его друзей кубистов; в то же время его работы отличаются поразительной тонкостью психологической характеристики. Позже формальная сторона его творчества становится все более простой и классичной, сводится к сочетанию графического и цветового ритмов.

В 1917 Модильяни, в то время уже очень больной и склонный к алкоголизму, познакомился с Жанной Эбютерн, ставшей его спутницей в последние годы жизни. В следующем году Зборовский организовал персональную выставку художника в галерее Берты Вейль. Она не имела успеха, но вызвала скандал несколькими изображениями обнаженной натуры: их сочли неприличными, и по требованию полиции полотна были сняты. Тем не менее некоторые французские и иностранные коллекционеры проявили интерес к работам Модильяни. В 1918 художник поехал на Лазурный берег для отдыха и лечения и пробыл там некоторое время, продолжая упорно работать. Модильяни умер вскоре после возвращения в Париж, 24 января 1920. Утром следующего дня Жанна Эбютерн покончила с собой.

При жизни, в отличие от своих друзей Пикассо и Шагала, Модильяни остался совершенно неизвестным. Однако со временем его имя стало настоящей легендой Монпарнаса.

Ваша реакция?


Мы думаем Вам понравится