Анна Кашинская: почему княгиню сначала объявили святой, а потом деканонизировали
0
0
1,172
просмотров
Причислена к лику святых как благоверная княгиня, потом признана обычным человеком, а спустя два с половиной столетия снова канонизирована – так выглядит посмертная судьба ростовской княжны и тверской княгини Анны Кашинской, которой и при жизни пришлось пережить трагические потери.

Жизнь в миру и смерть в схиме

Жизнь в миру и смерть в схиме Преподобная Анна Кашинская

Анну Кашинскую почитали прежде всего потому, что она воплощала собой пример «женственности в древнерусском стиле», жила по канонам, установленным для жен и матерей того времени. Вся жизнь княгини – воплощение того христианского смирения – или, по крайней мере, терпения, покорности судьбе, что издавна особенно ценились именно в православной культуре, а с XVIII века становились все менее популярными, когда стремительно менялись не только женская мода, но и положение женщин в обществе.

Анна, прозванная впоследствии Кашинской, родилась примерно в 1280 году. Дочь ростовского князя Дмитрия Борисовича, она была выдана замуж за представителя другого знатного рода – князя Михаила Ярославича Тверского. О жизни Анны в статусе княгини сохранилось совсем немного сведений – собственно, роль ее сводилась именно к тому, чтобы выполнять функции матери и быть женой своему мужу. Другое дело, что дни ее выпали на сложные времена: Русь уже находилась под татарским игом, ко всему прочему страдая от междоусобиц и вражды удельных князей. Жертвами всего этого стали сначала муж Анны, потом два ее сына и внук.

Князь Михаил Ярославич Тверской

Конфликты тверских князей с соседями, в первую очередь с московскими правителями, разрешались через обращение к Орде, и такие интриги часто стоили участникам жизни. Михаил Ярославич был убит татарским ханом Узбеком в 1318 году, спустя восемь лет в Орду отправился сын, князь Дмитрий Грозные Очи. Он расправился с московским князем Юрием Даниловичем, которого считал виновником смерти отца, и сам в свою очередь был казнен Узбек-ханом. Та же участь постигла его младшего брата Александра Михайловича вместе с сыном Федором.

Княгиня Анна постриглась в монахини под именем София. Дата пострига неизвестна, по-видимому, это произошло вскоре после смерти ее супруга – это бы соответствовало обычаям того времени, именно так выглядело бы благочестивое вдовство.

Схима преподобной Анны. Фото 1910 года

Незадолго до смерти, в 1367 году, княгиня Анна уехала вслед за своим младшим сыном Василием в Кашин, тоже вовлеченный в междоусобные споры. Кашин, один из самых старых городов Тверского княжества, и сейчас знаменит множеством храмов. Анна уединилась в монастыре, а в 1368 году она скончалась. Перед смертью княгиня приняла схиму, полностью отреклась от мира, предавшись строгому аскетизму. При этом ей было наречено имя Анна.

Как Анна Кашинская стала святой на три десятка лет

Анна Кашинская была погребена в деревянном Успенском соборе монастыря, но могила ее со временем оказалась заброшенной. Останки княгини были вновь обнаружены в другой непростой для русских земель период – в 1611 году. В смутные времена, в годы, когда потребность в заступничестве свыше казалась особенно острой, мощи Анны получили славу чудотворных, по преданиям, она являлась больным и немощным и исцеляла их.

Рака с мощами Анны Кашинской

А поскольку и земная жизнь княгини была праведной, отмеченной благочестием, принятием своей судьбы, кротостью, то спустя некоторое время, в 1649 году, Поместным собором Русской церкви было принято решение причислить Анну Кашинскую к лику святых. Она почиталась как благоверная – то есть не мученица, а праведная представительница правящего рода. Тот же лик святости получил после смерти и ее супруг – несмотря на мученический конец.

Святую Анну особенно почитал царь Алексей Михайлович, который совершал паломничество в Кашин с супругой и сестрами для поклонения чудотворным мощам. Они были открыты и объявлены нетленными, правая рука покоилась на груди, а пальцы были сложены в виде двоеперстия.

Двоеперстие на иконе VI века

Такой способ перстосложения для совершения крестного знамения получил распространение примерно с VIII века. Соприкасающиеся большой, безымянный пальцы и мизинец символизировали три ипостаси Бога, а указательный и чуть согнутый средний – две природы Христа, божественную и человеческую.

Во время очередной поездки царской семьи в Кашин в 1650 году мощи Анны были торжественно перенесены во вновь построенный каменный Воскресенский собор, были устроены особенно пышные празднества, покров на мощи вышивали царица и царевны. Память святой почитали дважды в году – в день преставления 2 октября и в день обретения мощей 21 июля.

Чем помешала церковным властям давно умершая княгиня

Чем помешала церковным властям давно умершая княгиня В. Суриков. Боярыня Морозова

Но церковные реформы XVII века затронули и почитание святой Анны. Двоеперстие было объявлено еретическим, признавалось лишь троеперстие. Некоторое время кашинская святая представляла собой серьезный аргумент старообрядцев против нововведений, но расправились с ее образом церковники довольно решительно. В Кашин отправилась специальная комиссия от патриарха Никона, которая подробно изучила житие Анны и сами мощи. По результатам работы комиссии собравшийся Поместный собор признал святую не святой, исключил ее имя из святцев, мощам поклоняться запретил.

Памятник Анне Кашинской перед Вознесенским собором

А все-таки простой народ продолжал чтить Анну как святую, верить в ее заступничество и помощь. Возвращение княгине статуса святой произошло уже в XX веке, после того как было учреждено единоверие, признавшее юрисдикцию Московского Патриархата. Возобновились записи чудесных исцелений. В 1909 году в Кашине состоялись торжества по случаю восстановления почитания Анны, а потом в честь православной святой были освящены церковь в Санкт-Петербурге и церковь в Москве. Ее мощи были помещены в Вознесенский храм города Кашина.

Церковь Анны Кашинской в Санкт-Петербурге

Ваша реакция?


Мы думаем Вам понравится