«Автопортрет с перевязанным ухом и трубкой»: 7 деталей знаменитый картины Ван Гога
1
1,022
просмотров
Самое проникновенное селфи не раскроет человека настолько, как автопортрет живописца, дающий возможность увидеть художника его собственными глазами

«Живописные портреты живут собственной жизнью, исходят непосредственно из души художника, чего не может осуществить никакая машина», — высказался не в пользу фотографии Винсент Ван Гог. За всю недолгую творческую биографию он, как подсчитали историки искусства Анна Паола Рапелли и Альфредо Паллавизини, написал примерно 90 автопортретов. Такой интерес к собственному лицу отчасти объяснялся склонностью художника к рефлексии, а отчасти тем, что Ван Гог был вынужден экономить на натурщиках.

«Автопортрет с перевязанным ухом и трубкой»

Два автопортрета с перевязанным ухом неистовый голландец создал после того, как попал в больницу, ранив себя в приступе безумия. К срыву привела ссора с «товарищем по цеху» Полем Гогеном, случившаяся в 1888 году за сутки до Рождества.

Дело в том, что поселившийся в красивом южнофранцузском городе Арле Ван Гог мечтал собрать в своей мастерской коммуну талантливых художников, которые вместе достигнут славы и признания. К нему после долгих уговоров приехал Гоген, но у двух живописцев были слишком разные взгляды и слишком непростые характеры, чтобы они смогли ужиться. Когда гость объявил о намерении покинуть Арль, Ван Гог воспринял это как предательство и крушение всех надежд.

Он пришел в отчаяние, а потом в неистовство. По словам Гогена, голландец преследовал его на улице с бритвой в руке. После чего бросился в мастерскую — и той же бритвой отрезал себе не ухо, как принято считать, а лишь часть ушной раковины. Утром Ван Гога нашли в луже крови и доставили в больницу.

Художник писал себя с повязкой на голове в начале 1889 года, в период, когда Винсенту казалось, что душевное здоровье восстанавливается, и он пытался убедить врачей, младшего брата Тео, который его содержал, да и самого себя, что еще может вернуться к нормальной жизни и продолжать работать.

1. Повязка. На картине забинтовано правое ухо, тогда как на самом деле художник порезал себе левое. Это объясняется тем, что автопортрет написан с отражения в зеркале.

2. Трубка. Курение Винсент, как и его отец, считал средством от меланхолии и еще в юности писал младшему брату: «Тео, я очень советую тебе начать курить трубку. Это поможет, когда ты будешь не в духе, как часто бываю я».

3. Глаза. Это центр композиции, они расположены на линии, где красный цвет фона встречается с оранжевым. Ввалившиеся глаза с покрасневшими веками — свидетельство, что художник еще не вполне оправился от болезни. Однако взгляд его сосредоточенный и спокойный.

4. Дым. Причудливыми завитками он поднимается из трубки к небу; на этой картине впервые отчетливо появляется мотив спирали, который будет развиваться на полотнах Ван Гога в последний год его жизни. Исследователь творчества художника Герберт Гретц полагал, что на этом портрете дым — символ духовной устремленности Ван Гога.

5. Одежда. Историк искусства Бернадетт Мёрфи предположила, что на художнике провансальский пастушеский плащ, который носили застегнутым на одну пуговицу. Изобразив себя в верхней одежде, Ван Гог, возможно, пытался продемонстрировать, что он, несмотря на зимний холод, прилежно следует рекомендациям докторов и медицинского ежегодника Франсуа Распая чаще гулять и дышать свежим воздухом.

6. Шапка. Любимый меховой головной убор Ван Гога вызывал насмешки горожан, недолюбливавших чудаковатого живописца.

7. Фон. По мнению искусствоведа Елены Муриной, красно-­оранжевый цвет фона в живописи Ван Гога символизирует пыл души.

Винсент Ван Гог

1853 — родился в Грот-Зюндерте, в Нидерландах, в семье протестантского священника.
1869–1876 — работал клерком в компании «Гупиль и Ко», торговавшей произведениями искусства.
1878–1879 — пробовал себя в качестве проповедника.
1880 — поступил в Академию художеств в Брюсселе, но вскоре бросил ее и стал заниматься живописью самостоятельно.
1881 — первые работы маслом: «Натюрморт с капустой и деревянными башмаками» и «Натюрморт с пивным стаканом и фруктами».
1886 — поступил в Школу изящных искусств в Антверпене.
1886–1888 — жил в Париже, где познакомился с импрессионистами и другими прогрессивными художниками.
1888 — переехал в город Арль в живописном Провансе, где мечтал основать коммуну художников в арендованном им «Желтом доме». Написал «Ночное кафе». Попал в больницу из-за приступа безумия.
1889 — добровольно лег в клинику для душевнобольных Сен-Поль-де-Мозоль близ Сен-Реми-де-Прованс. Написал «Звездную ночь».
1890 — перебрался в городок Овер-сюр-Уаз, где художника лечил друг его брата доктор Гаше. Смертельно ранил себя выстрелом в грудь. Похоронен в том же городе.

Ваша реакция?


Мы думаем Вам понравится