Блудница и святая: в чем противоречивость образа Марии Магдалины
0
0
1,512
просмотров
В Библии представлено достаточно большое число женщин, абсолютно разных как по социальному происхождению, так и по поступкам. Одной же из самых неоднозначных является Мария Магдалина, святая, чей образ жизни до встречи с Христом столь часто характеризуется как распутный.

Но такой ли она была на самом деле и почему тема ее греховности столь популярна в искусстве?

«Мария Магдалина в пещере». Адольф Пиот.

Жизнь и судьба Марии Магдалины окутана множеством мифов и легенд и даже по прошествии двух тысяч лет вызывает жаркие споры среди исследователей.

Кем же была эта загадочная женина, что связывало ее с Христом и почему столь часто святую считают бывшей блудницей... На многие из этих вопросов действительно сложно ответить так как Библия не содержит подробного описания жизни большинства своих героев.

Однако принято считать, что сама традиция изображения падшей и греховной женщины в значительной степень берет свое начало в библейском сюжете «Не прикасайся ко мне» и образе Марии Магдалины.

«Явление Христа Марии Магдалине после воскресения». Александр Иванов, 1835 год.

В православии и католичестве само понимание героини значительно различается:

- В православии ее чтят исключительно как святую, не имеющую к греховной жизни абсолютно никакого отношения.
- В католичестве же Мария Магдалину отожествляют с блудницей из Вифании, которую тоже звали Марией.

Образ святой в православной иконографии.

Несмотря на то, что в самом Священном писании не содержится ни одного прямого указания на то, что Магдалина вообще когда-нибудь была блудницей, данная тема получила столь большое распространение в католичестве, что стала одной из самых популярных в изобразительном искусстве.

Именно как раскаявшуюся блудницу ее изображали такие всемирно известные живописцы как Тициан, Караваджо, Джотто и многие другие, именно такой ее столь часто воспринимают и поныне.

Мария Магдалина во вполне традиционном и крайне популярном начиная с «золотого века» испанской живописи образе.

По всей видимости Мария стала лишь наиболее подходящей жертвой именно по тому, что была женщиной близкой к столь праведному Иисусу Христу.

Многие исследователи считают, что сам образ женщины в искусстве представляет собой постоянное противостояние праведности с одной стороны и греховности с другой. Именно поэтому столь часто женские образы в искусстве основаны далеко не на здравом смысле, а на стереотипах, известных еще по Ветхому Завету и гласящих, что сама женская природа греховна, а красота не что иное, как «двери для дьявола».

«Мария Магдалина». Мурильо, 1640.

Примечательно, что для многих монахов и просто людей религиозных до фанатичности, женщины казались самим орудием дьявола, коварно применяемым, чтобы искусить даже самых стойких и погубить святость.

В заключении следует отметить, что православная церковь всегда была склонна считать Марию Магдалину символом праведной и образцовой женщины-христианки, именно поэтому столь вольные изображения распутной святой имеют исключительно Западную традицию.

Ваша реакция?


Мы думаем Вам понравится