И сегодня хотелось бы вспомнить о прекрасном живописце бытового жанра эпохи соцреализма - Юрии Пименове. Этому художнику удалось совершить по тем временам немыслимое: оставаясь верным себе, он создавал картины, которые любили и понимали все...
Мир творчества художника Юрия Пименова - особенный мир, в котором каждый зритель для себя делает новые открытия той далекой советской эпохи. И сегодня с уверенностью можно сказать, что глубокая интимность пименовских картин - в их истинной жизненности. В этом можете убедиться сами, просмотрев галерею лучших работ художника.
Это картины-новеллы, таящие в себе обыденные истории, прошедшие через душевные переживания художника его мировоззрение и талант. Мастер кисти свою живопись создавал в стиле обновленного импрессионизма, в основу которого закладывал «прекрасное мгновение» с легкими романтическими нотками и неким лиризмом, что придавало его работам особое, я бы сказала, торжественное настроение. И эти мгновения он щедро до краев наполнял истинной жизнью, желаниями, чувствами и настроением.
Однако особого внимания заслуживает необычная манера письма живописца - мелкий полупрозрачный мазок, на всю жизнь ставший его уникальным авторским почерком, как впрочем, и жанр лирической живописи, оставшийся навсегда его стихией. Многие искусствоведы считали Пименова настоящим летописцем времени, в котором жил сам и творил свои впечатляющие полотна.
Немного о мастере соцреализма, не похожего на других
Живописец, театральный художник, график, народный художник РСФСР, действительный член Академии художеств СССР - Пименов Юрий Иванович (1903-1977) был коренным москвичом. Родился и жил в доме, который располагался невдалеке от Третьяковки, поэтому, будучи мальчишкой, большую часть свободного времени проводил в залах знаменитой галереи. И поэтому с ранних лет его любимым увлечением было рисование.
Первым наставником и учителем Юрий считал своего отца, юриста по основной профессии, который был превосходным художником-любителем. В школьные годы Юра Пименов не очень то не ладил с математикой, однако отлично управлялся с кистями и красками, что, конечно же, не прошло незамеченным. В старших классах учитель рисования помог талантливому мальчишке поступить в Замоскворецкую художественную школу.
А в 1920 году одаренный юноша уже учился во ВХУТЕМАСе - одном из лучших художественных заведений страны. А после окончания в 1925 году вместе с другими выпускниками Юрий Пименов вошел в художественное объединение под названием «Общество художников-станковистов». Как раз в этот период молодой художник всерьез увлекался немецким экспрессионизмом, что ярко проявилось в его творчестве. В 1927 году он создал полотно «Даешь тяжелую индустрию!», которое тогда высоко оценили критики.
Однако не все было так радужно в творческой карьере художника. Так, вначале 1930-х годов в его жизни наступили сложные времена. Постановлением «О перестройке литературно-художественных организаций» власти запретили работу всех художественных объединений. Самого же Пименова стали резко критиковать, обвиняя в формализме.
Художник тяжело перенес это время, он позже так вспоминал об этом: «...это было мое трудное время. У меня расползлись нервы, я совсем не мог работать. К тому же меня постигли и профессиональные беды: одну книжку, которую я иллюстрировал, за рисунки признали формалистической, и я оказался без денег и без работы, так как после этой книжки работы в журналах мне не давали, и мы существовали на те деньги, которые стенографией зарабатывала моя жена».
Но все же со временем, собрав всю свою волю в кулак, художник нашел в себе силы вернуться к работе. И во второй половине 30-х годов главной темой его творчества стала жизнь столицы и образы ее жителей.
В тот период Пименов мог целыми днями гулять по самым отдаленным московским улочкам и паркам, ездить в пригород столицы и бродить по окрестным лесам. Он с упоением писал городские пейзажи, изображал новостройки новой Москвы и, конечно же, людей - одухотворенных, красивых душой и телом. За что коллеги-художники и искусствоведы прозвали его «певцом» столичной жизни и быта.
Даже тяжкие военные годы Юрий Иванович, отказавшись от эвакуации, провел в Москве, создавая агитационные плакаты. Писал он в это время портреты героев и жанровые картины, отражающие военные будни родного города.
В послевоенные годы Юрий Иванович работал преподавателем Всесоюзного государственного института кинематографии (ВГИК). На полотнах Пименова вновь нашли отражение мирные темы: Москва и москвичи, новостройки, жанровые сцены из жизни.
Таким образом, пережив тяжелый период критики, Пименов стал признанным мастером соцреализма. С середины 1950-х годов он много странствовал: посетил Англию, Индию, Францию и Италию, писал очерки о поездках, делал зарисовки. Однако самой большой любовью в жизни мастера по-прежнему оставалась Москва, с ее достопримечательностями и жителями, которые веками творили ее историю.
И в заключение хотелось бы отметить, что Юрий Пименов имел особый дар - находить в повседневности романтику и лиризм. И в отличие от многих своих коллег по цеху, Пименов всегда пытался идти в ногу со временем и стремился правдиво воплощать в своих произведениях современную жизнь.
Создание трепетного ощущения необыкновенности обыкновенной жизни - вот что было творческим кредо художника. И это было так не похоже на творчество многих соцреалистов, которые тщательно пытались полировать действительность социалистического строя, идеализируя ее и восхваляя.
Тем не менее Пименов без всяких условностей признан одним из самых ярких и выдающихся художников советского изобразительного искусства. И на сегодняшний день его произведения хранятся в крупнейших музеях страны. И что интересно, легкие, наполненные трепетным светом и динамикой его картины до сих пор не оставляют равнодушными как поклонников западного и современного искусства, так и убежденных академистов.