Чудовищные боевые традиции: как славяне и другие народы поступали с головами поверженных врагов
0
0
1,043
просмотров
Сегодня обезглавливание, а тем более вид отрубленной головы или черепа вызывает ужас. Однако так было далеко не всегда. В прошлом многие племена и культуры считали необходимым обезглавить своего врага. Причин для этого было множество, от экономических до ритуальных – для воина было счастьем и удачей получить голову врага, которую часто даже сохраняли.

Курганы Тамерлана

Особенно кровожадными и охочими до чужих голов были монгольские воины легендарного Тамерлана. Он требовал приносить головы поверженных правителей лично ему в шатер, а из голов падших вражеских воинов Тамерлан сооружал зловещие курганы.

Впрочем, головы поверженных воинов для устрашения врагов использовали не только Тамерлан и монголы. У древних славян был обычай нанизывать отрубленные головы врагов на копья и делать из них забор по периметру поселения. Антропологи предполагают, что у такого забора могло быть две цели – уже упомянутая устрашающая, для отпугивания потенциальных врагов, и ритуальная защитная функция, которая существовала своеобразным разделением своей светлой земли от темной вражеской.

Богатство и валюта

Многие антропологи приписывают почти повсеместный обычай отрезания вражеских голов простому экономическому фактору – воин, который принес своему владыке головы побежденных врагов, мог смело претендовать на долю в завоеванном богатстве.

А вот аборигены Соломоновых островов поступали с головами как с прямой валютой. Головы врагов вместе с кожей вымачивали в особом растворе, после чего они сильно сжимались. Затем «мумифицированные» головы коптили и высушивали на солнце. Полученные трофеи использовались племенами как валюта.

Во многих аборигенных племенах обоих Америк, а также в Африке и Полинезии молодой человек приносил головы врагов родителям девушки, на которой хотел жениться, в качестве выкупа невесты.

Голова, как символ победы

Голова, как символ победы

Еще одно простое историческое объяснение популярной практике обезглавливания врагов на поле боя заключается в том, что каким-либо иным способом свою победу воин доказать не мог.

По кодексу бусидо самурай должен был принести своему сюзерену голову поверженного врага. В легенде о 47 ронинах самураи, отомстившие за смерть своего дайме, принесли голову виновного на могилу сюзерена прежде, чем совершить ритуальное самоубийство.

По некоторым историческим записям, даже во время гражданской войны в России красноармейцы практиковали отрезание голов в качестве доказательства своей победы над белогвардейскими формированиями.

Откуда обычай пришел в Россию?

Древние славяне переняли обычай забирать головы убитых врагов от скифов, кровожадность которых была подробно описана историками древней Греции и Рима.

Скифы не просто обезглавливали врагов. Они часто сдирали с убитых кожу и делали из нее седла и колчаны. На страницах исторических хроник и на редких картинах битв скифские воины изображены в седле, к которому прикреплены головы поверженных врагов.

Сакральный смысл обезглавливания

Сакральный смысл обезглавливания

Антропологи утверждают, что насколько практичным бы ни было обезглавливание врагов на поле боя, народы зачастую придавали этому обычаю глубокий сакральный смысл. Многие воины считали, что, забрав голову врага, они получают его ум, силу и даже годы жизни.

Например, древние кельты отрезали головы не только врагам. Головы умерших родственников хранились в домах кельтов и по преданиям приносили живым родственникам удачу и богатство. Похожие традиции наблюдались и в Мексике, где не так давно люди даже вскрывали могилы, чтобы забрать себе голову погибшего родственника.

Многие древние народы, среди которых и древние славяне, верили в то, что голова человека хранит его жизненную энергию и поэтому наделена сакральной силой.

Ваша реакция?


Мы думаем Вам понравится