Убийства журналистов, к сожалению, не редки. Владислав Листьев, Дмитрий Холодов, Анна Политковская, нападение на редакцию журнала Charlie Hebdo и убийство телеведущих в Виргинии прямо в эфире — это лишь несколько самых громких случаев последних десятилетий. Дело, о котором мы говорим сегодня, стало одним из заметных покушений на журналиста начала XX века и не менее серьезным политическим процессом.
1914 год. Франция
Все произошло в Париже в марте 1914 года. Накануне Первой мировой войны во Франции было неспокойно, хотя сегодня есть исследователи, которые полагают, что французы не особенно интересовались международной ситуацией… Вполне возможно. Но был момент, безусловно, принципиальный: после неудачи во франко-прусской войне они желали реванша.
Историки, исследовавшие донесения французских префектов, которые направлялись в Министерство внутренних дел, отмечают, что практически отовсюду сообщали о столкновениях между противниками и сторонниками войны, о выступлениях антимилитаристов и их арестах, о шпиономании и антинемецких акциях. Такая информация поступала не из одной и не из двух префектур. Что, как ни это, говорит о том, что на пороге войны Франция оказалась в неспокойный момент.
О нестабильности политической ситуации во Франции в этот период наглядно свидетельствует количество премьер-министров, сменивших друг друга: только за первые 15 лет XX века на этом посту побывало 13 человек! Одним из известных политиков этого неспокойного периода был Жозеф Мари Огюст Кайо. В 1911—1912 годах он был премьер-министром, также занимал посты министра внутренних дел и министра финансов.
Премьер-министр Франции, Жозеф Кайо
Жозеф Кайо был инициатором ряда экономических нововведений, в частности, установления прогрессивного подоходного налога. Также он старался добиться компромисса в отношениях с Германией, в том числе во время Агадирского кризиса (спор Франции и Германии за контроль над Марокко). Все компромиссные решения были в первую очередь направлены на то, чтобы избежать возможной войны.
Кайо представлял левые политические силы, достаточно, впрочем, умеренные, он никогда не был радикальным политиком. Но и умеренной позиции было достаточно для того, чтобы началась его травля. В том числе в ней отличилась газета «Фигаро», представлявшая правый, консервативный, лагерь. И в этой борьбе использовались не только методы собственно политической дискуссии, но и, к примеру, публикация личных писем Кайо.
Дело в том, что Жозеф Кайо в марте 1911 года развелся со своей супругой Бертой. Второй брак с Генриеттой Рейнуар он заключил в том же году осенью, и этому предшествовал довольно бурный роман. Берта Кайо перед разводом, по одной из версий, выкрала переписку Генриетты с Жозефом, и потом шантажировала супруга. Причем в ее руках была полная переписка — мсье Кайо попросил свою возлюбленную вернуть ему все полученные от него письма, потому что в них были не только любовные излияния, но и мысли по поводу политики.
Берта Кайо в 1914 году передала главному редактору «Фигаро» Гастону Кальметту письма для публикации в его газете. Так к политическим нападкам добавились и личные оскорбления, что для начала XX века было далеко не общепринятой практикой. Сам Кальметт писал: «Это решительный момент, когда не следует отступать ни перед какими шагами, как бы они ни были болезненны для наших нравов, как бы их ни осуждал наш вкус и наши привычки».
Газета «Фигаро»: главный редактор убит
Утром 16 марта 1914 года Жозеф Кайо в присутствии Генриетты резко высказался о Кальметте. После этого он ушел по делам, а Генриетта отправилась в оружейный магазин. Там она купила браунинг, некоторое время попрактиковалась в стрельбе в тире, который находился в этом же магазине, после чего пошла в редакцию «Фигаро». Генриетта дождалась в приемной, пока не пришел Кальметт, а когда он появился, выстрелила в него несколько раз.
Кальметт получил 6 ран, но был еще жив, когда его привезли в больницу. Пока врачи принимали решение о том, можно ли делать операцию, журналист скончался. Генриетта Кайо была задержана на месте преступления. Следствие по этому, казалось бы, несложному, делу продолжалось всего несколько месяцев, и в июле 1914 года Генриетта предстала перед судом.
Этот суд стал своего рода шоу. Учитывая, что обвиняемой была жена пусть бывшего, но премьер-министра, на заседании присутствовали самые высокопоставленные лица Третьей республики, а также весь светский Париж. Все готовились к уникальному спектаклю, и процесс, можно сказать, оправдал ожидания. Предвидя острую реакцию публики, Жозеф Кайо даже нанял специальных людей, которые должны были усмирять особенно бурно реагирующих зрителей.
Председательствовал на процессе судья Луи Альбанель, человек, принадлежавший к тому же кругу, что и супруги Кайо. Он вел дело очень осторожно, учитывая, кто был на скамье подсудимых и кто находился в зале. Государственный обвинитель Эбро выступал не ярко, а основная «битва» шла между двумя адвокатами: защитником семьи Кальметт Шарлем Шеню и адвокатом Кайо Фернаном Лабори (известен тем, что выступал защитником по делу Дрейфуса).
Защита в суде по делу Кайо
Процесс стал бенефисом адвокатов. При этом и Генриетта Кайо исполнила свою роль прекрасно. Вместе с Лабори они выработали особую линию поведения: ничего не отрицать, признать, что это она совершила убийство, но под действием сильных эмоций. Генриетта утверждала, что она не собиралась убивать Кальметта, она хотела просто заступиться за честь мужа. Да, у нее был с собой пистолет, да, убийство произошло, но практически случайно, непреднамеренно. В планах Генриетты было только учинить скандал.
Шарль Шеню придерживался своей продуманной линии защиты. Он настаивал на том, что Генриетта — вовсе не такая чувствительная дама, какой пытается себя представить. У нее был расчет, и она полностью реализовала задуманный план: она купила оружие, опробовала его предварительно в тире при магазине, да и стреляла неплохо, что вряд ли возможно, если оружие держит истеричная дама.
Также Шеню утверждал, что Генриетта фактически оказалась исполнителем распоряжений мужа, который мечтал избавиться от Кальметта. Почему? По утверждению адвоката, у журналистов «Фигаро» были сведения о том, что Жозеф Кайо в период пребывания на посту министра финансов оказал давление на прокурора Фабра. Прокурор должен был оградить от судебного преследования банкира по фамилии Рошетт, который финансировал избирательные кампании Кайо. А судебному преследованию он подвергся из-за панамского скандала.
Получалось, что Кальметт готовил публикацию, в которой Кайо обвиняли в коррупции. И не просто в коррупции, а в предательстве. Выступая в качестве свидетеля, редактор «Фигаро» Латзарю дал показания, что у убитого главного редактора были секретные документы, касающиеся предательства Кайо. Какого именно? Это Латзарю говорить отказался, объясняя, что все документы были переданы правительству. Публика, собравшаяся на процессе, подозревала, что бумаги касались франко-немецких переговоров, но это были лишь догадки.
Таким образом, буквально на глазах всего суда любовная драма превратилась в политический процесс. Основным обвиняемым фактически стал Жозеф Кайо, которого подозревали в сговоре с немцами. Правительство, к которому обратились за разъяснениями, отрицало наличие секретных телеграмм. Вполне возможно, что все это было результатом сговора: правительство не признавало наличие секретных документов, а Кайо в ответ не вступал в коалицию с социалистом и противником войны Жаном Жоресом. Но эти предположения историки сделали уже потом. А так получалось, что Жозеф Кайо решил избавиться от угрожавшего ему разоблачением Кальмета руками собственной жены.
28 июля 1914 года был последний день процесса. Присяжные совещались в течение часа и признали Генриетту Кайо невиновной, так как она действовала в состоянии аффекта и выстрелила случайно. 3 августа того же года Германия объявила Франции войну.