«Девять горошин»: алгебра чабанов
1,041
просмотров
В Средней Азии нет-нет да и встретишь седобородых аксакалов, склонившихся над «кассовым лотком». Только пересчитывают они не монеты, а шарики. На вопрос, чем заняты старцы, казах ответит «тогыз кумалак», а киргиз — «тогуз коргоол»

В обеих странах игра в «девять шариков» считается национальным достоянием, и вокруг нее по сей день ломаются копья. И киргизы, и казахи хотели бы застолбить за своим народом первенство в изобретении игры, и за эту задачу регулярно берутся историки, этнографы, археологи. Несмотря на их старания, истоки «девяти шариков» остаются тайной. Также трудно сказать, произошла ли игра от африканской манкалы, с которой они похожи как две капли воды, или возникла в Азии сама по себе. Ясно одно: речь идет об игре кочевников.

67-летний аксакал Омора Касмакунов, 13-кратный чемпион республики по тогуз коргоолу, обучает молодых игроков

Казахское слово «кумалак» означает буквально овечий или козий помет. Вероятно, в старину чабаны (пастухи) делали лунки в земле и играли сухими бараньими катышками. Сегодня вместо них используют костяные или алебастровые шарики, а богато украшенные деревянные доски стоят в юртах на почетном месте и передаются в семьях кочевников из поколения в поколение.

Спортсмены и школьники играют с недорогими пластиковыми наборами. Их поточное производство сделало игру массовой. На обороте пластмассовых досок часто размещается шахматное поле

Первое описание игры было сделано в 1906 году в статье члена-корреспондента Императорской археологической комиссии Николая Пантусова: «Это, кажется, единственная игра у киргизов. Игра эта очень старинная и неизвестно кем изобретена. Она распространена во всех трех киргизских ордах: Большой, Средней и Малой. Тогуз-кумалак основан на расчете и играется людьми степенными, умеющими думать и считать». Великий казахский поэт и философ Абай Кунанбаев (1845–1904) был сильнейшим игроком и неделями мог просиживать за доской, обыгрывая знаменитостей из других уездов. Игра в девять шариков упомянута и в киргизском народном эпосе «Манас».

Манас — главный герой крупнейшего киргизского эпоса, богатырь, объединивший киргизов в борьбе с захватчиками. В честь Манаса назван международный аэропорт Бишкека

На первый взгляд, тогыз кумалак может показаться детской забавой, но на деле эта математическая игра покорится не каждому шахматисту. От участников требуется безупречный устный счет и постоянная концентрация внимания. Для быстрого расчета атаки игроки используют все четыре арифметических действия. Благодаря большому количеству шариков нейтрализуется преимущество первого хода, а возможность расставлять ловушки для противника вносит элемент стратегии. Не зря «девять шариков» называют алгеброй чабанов.

«Только разум, наука, воля, совесть возвышают человека. Думать, что можно иначе возвыситься, может только глупец», — Абай Кунанбаев, казахский поэт, философ, просветитель

Спортивные федерации тогыз кумалака (и тогуз коргоола) действуют в Республике Казахстан и Киргизской Республике. На крупнейших новостных сайтах этих стран «девяти шарикам» посвящены отдельные страницы, как футболу или боксу. Международные соревнования по тогыз кумалаку проводились в Великобритании, Турции, Чехии, Германии. Игра входит в программу Всемирных игр кочевников и в Казахскую спартакиаду школьников.

Казахи и киргизы — родственные тюркские народы, которые издревле жили по соседству, и связи между ними сильнее различий. Исторически на этих землях проживало множество этносов: гунны, монголы, джунгары, саки, уйгуры и прочие, — и кто из них основал игровую традицию, неизвестно. Киргизская доска архаичнее, но современные правила окончательно оформились в Советском Союзе под влиянием казахских спортсменов. Вопрос приоритета по-прежнему волнует игроков и ученых обеих стран, и ни одна из сторон не собирается уступать. Тем интереснее спортсменам из Казахстана и Киргизии доказывать свое первенство за игровой доской.

Всемирные игры кочевников — международные соревнования по этническим видам спорта, таким как кок-бору (скачки на лошадях с тушей козла), борьба на поясах и тогыз кумалак

Тогыз кумалак

Начало игры

В каждую лунку кладут девять шариков. Первый ход определяют жребием, далее игроки ходят по очереди. Пропускать ход не разрешается.

Казан игрока находится ближе к лункам противника, чтобы проще было складывать в него добычу. На схеме приведены казахские названия лунок с вариантом перевода.

(1) арт («зад», «тыл»)
(2) тектурмас («постоянно в движении»)
(3) атотпес («конь не пройдет»)
(4) атсыратар («оставить без коня»)
(5) бел («пояс», «поясница»)
(6) белбасар («передавить пояс»)
(7) кандыкакпан («кровавый капкан»)
(8) кокмойын («синяя шея»)
(9) мандай («лоб»)

Цель игры

Одержать победу можно двумя способами:
• скопить в своем казане 82 шарика или больше;
• оставить противника без ходов в ситуации, когда тот еще не набрал 81 шарик.

При счете 81: 81 объявляется ничья.
Ничья может быть объявлена также по соглашению между игроками.

Посев

Игрок берет все шарики из любой лунки на своей половине доски и сеет их по одному в каждую последующую лунку, начиная со стартовой против часовой стрелки. Если в стартовой лунке всего один шарик, он кладется в соседнюю лунку справа, в результате чего стартовая лунка становится пустой.

Таким образом, посев из лунки с одним и двумя шариками приводит игрока к одной и той же соседней лунке.

Захват

Если последний шарик посева падает в лунку противника и количество шариков в ней становится четным, игрок захватывает их и помещает в свой казан. На своей стороне доски захват не происходит.

Турнирный кодекс

• На соревнованиях ход, взятие и перевод часов производятся одной рукой. Исключение составляет ситуация «бай», что означает «богатая лунка»: когда в лунке больше 12 шариков, игрок может помочь себе второй рукой для экономии времени.

• На турнирах практикуется подсчет выигранных шариков. Эта разница в очках может иметь значение, если сразу несколько участников претендуют на одно место в турнирной таблице.

Туздык

Если в последней лунке посева на стороне противника оказывается три шарика, игрок, сделавший этот ход, обязан объявить туздык. Теперь эта лунка принадлежит ему и становится ловушкой, она помечается белым шариком. Все шарики, попадающие в туздык, немедленно отправляются в казан владельца ловушки.

Туздык нельзя объявить в лунке № 9 или в лунке с тем же номером, что и у соперника, если тот успел завести туздык первым. У каждого игрока может быть только один туздык.

Тактика

Грамотно расположенный туздык не только увеличивает количество выигранных шариков, но и сокращает число возможных ходов противника. Это «клин», который делит позицию соперника на две части и разрушает связку между ними. Теперь, чтобы произвести атакующий ход из лунки за туздыком, необходимо собрать в ней не менее трех шариков, что укорачивает все ходы соперника. Мастера считают: если есть возможность объявить туздык, пожертвовав 20–30 шариками, на это стоит идти. Многое зависит от позиции, от взаимного расположения ловушек на доске, от того, в какой фазе партии выигран туздык.

Ситуация «остаться без коня» (казах. — атсыз калу, киргиз. — ат сыроо)

Если один из противников остался без шариков, другой обязан сделать следующий ход, после чего игра считается законченной. Однако в редких случаях единственным возможным ходом противник подбрасывает шарики на сторону «безлошадного», и тогда игра продолжается.

ЭТИМОЛОГИЯ
Что такое туздык

Археолог Николай Пантусов, изучавший тогыз кумалак, считал, что термин «туздык» происходит от слова «тузлук» (тюрк. — «рассол», «солончак»): шарики-овцы попросту «тонут» в болотистом месте. В пользу этой версии говорит и то, что у киргизов такая ловушка зовется просто туз — «соль».

Ваша реакция?


Мы думаем Вам понравится