«Динарий Кесаря» Тициана: Джорджио Вазари считал эту картину самой превосходной из всех, которые когда-либо писал художник
1
1
1,411
просмотров
В 1516 году Тициан прибыл к герцогу д’Эсте в Ферраре, где он завершил картину, изображавшую Христа с монетой. Она известна под названием «Динарий кесаря». На ней отображен хорошо известный отрывок из Евангелия, в котором Христос произнес свое знаменитое изречение: «Дайте кесарево кесарю, а Божие Богу».
«Динарий Кесаря»

История написания

Изображенная монета Цезаря является не только основой композиции, но и объясняла предназначение этой картины: «Динарий кесаря» Тициан писал для украшения шкафа в кабинете герцога Альфонсо I Д'Эсте (1476–1534), где хранилась его коллекция древних монет.

Картина была написана маслом на деревянной панели. В то время как Тициан во втором десятилетии шестнадцатого века выполнил ряд аналогичных работ, изображения подобного формата с фигурами, нарисованными в половину роста, почти всегда выполнялись на холсте. Однако по ряду практических причин работы, становившиеся дополнением к мебели или ее частью, как правило, писались на дереве. Таким образом можно предположить, что с самого начала изображение должно было быть частью интерьера кабинета

Трактовка сюжета

Многие ученые рассматривают картину Тициана «Динарий кесаря» как демонстрацию напряженности в отношениях между церковной и гражданской юрисдикциями, которая, предположительно, беспокоила герцога Альфонсо в период создания этого произведения. Акцент ученых на предполагаемую политическую и пропагандистскую функцию этой работы появился уже в период постреформации, хотя такой взгляд не был актуальным в культурной среде при жизни художника.

Исследователи истории искусства эпохи Возрождения в период после Реформации рассматривают главу 22 Евангелия от Матфея как прокламацию по фискальной политике и разделению власти между церковью и государством.

До Реформации этот текст рассматривался как обращение не к чему-то внешнему, а, скорее, к внутреннему: изложенная история рассматривала душу читателя как своего рода форму валюты, неизменно отмеченную образом и подобием Бога.

Предмодернистский вариант прочтения этого евангельского отрывка смещается от политического к духовному. Живопись Тициана уже рассматривается в свете этого стандарта интерпретации библейского текста. Появление этого способа мышления продемонстрировало перераспределение экзегетической традиции толкования главы 22 Евангелия от Матфея, предложив радикально новое понимание взаимодействия с объектами, которые маскирует картина. Картина указывает на связь духовного и материального в человеческой природе, при этом монета здесь выступает как многообразный объект.

Особенности

На картине Тициана «Динарий кесаря» есть подпись TICIANVS F. вдоль воротника белой камиции (сорочки), которую носил фарисей, и ее статус автографа никогда не ставился под сомнение. Композиция является одной из самых лучших у художника: Вазари, итальянский живописец и писатель, ставший основоположником искусствознания, описывал голову Христа как изумительную и грандиозную. Его красота усиливается контрастом мраморного цвета лица с выветрившейся кожей фарисея. Физиогномические особенности, которые отличают Христа, возможно, взяты из традиции, которая началась с изумрудного медальона с его изображением, который был передан Папе Александру VI. Этот образ часто встречался в печатных изданиях, и Тициан несомненно знал его.

Анализ композиции

При описании «Динария кесаря» Тициана обращает на себя внимание экстремальное сжатие пространства нарисованной сцены. Оно использовалось художником для достижения максимальной физической близости. На картине фарисей приближается к Христу из-за его левого плеча. Это странное композиционное решение. Вместе с форматом крупного плана, взаимодействие двух персонажей создает впечатление усеченной композиции: человек, смотрящий на нее, может представить, что Иисус говорил с другими фарисеями за пределами левого края композиции.

По просьбе Иисуса бородатый человек в белом, который ранее был исключен из беседы и находился за спиной Христа, привлекает внимание и предлагает горсть монет. Таким образом, плечи сына божьего ориентированы на других фарисеев за пределами кадра, в то время как его голова откинута вправо от зрителя, создавая эффект движения. Фигура Иисуса выполняет связующую функцию в композиции, заполняя промежуток между одиноким фарисеем, изображенным слева от его плеча, и множеством других, чье присутствие только подразумевается.

В правильных формах голов чувствуется близость автора к той манере, в которой писал его учитель Джованни Беллини. На картине Тициана Вечеллио «Динарий кесаря» все подчинено концентрации, напряженности формы, изображающей историю о фарисее, который пытался спровоцировать Христа. На вопрос фарисея, правильно ли то, что императору платят налоги, или нет, Иисус попросил показать монету и, указывая на чеканный портрет императора с одной стороны, и изображение бога с другой, сказал: «Дайте кесарю кесарево, и Богу божие». Весь сюжет Тициан свел к противостоянию двух голов и двух рук, двух персонажей, не имеющих между собой ничего общего.

Уникальность сюжета

Несмотря на то что эта история встречается в нескольких Евангелии, тем не менее она фактически отсутствует в традиции христианских образов, за исключением нескольких избранных рукописных иллюстраций. Картина Тициана обычно считается первым самостоятельным изображением, относящимся к двадцать второй главе от Матфея в искусстве эпохи Возрождения. Действительно, редкость предмета отображения привела к некоторой путанице. Вазари, описывая картину, называет ее «Христос с монетой». Ранние современные испанские источники использовали латинское название Numisma Census (налоговые деньги).

Джорджио Вазари считал эту картину самой превосходной из всех, которые когда-либо писал Тициан.

Ваша реакция?


Мы думаем Вам понравится