Домострой: нормы русской семейной жизни из глубины веков
0
4
1,386
просмотров
Литературный памятник эпохи Ивана Грозного полтора столетия был настольной книгой для подданных Русского Царства.

«Утром, когда я, встав от сна, стою перед зеркалом и надеваю галстух, ко мне тихо и чинно входят теща, жена и свояченица. Они становятся в ряд и, почтительно улыбаясь, поздравляют меня с добрым утром. Я киваю им головой и читаю речь, в которой объясняю им, что глава дома — я». Так начинается известный рассказ Антона Чехова «Мой Домострой», в котором главный герой описывает свой типичный из жизни по наставлению протопопа Сильвестра.

«Домострой» в том виде, в котором мы его знаем, был создан для воспитания молодого царя Ивана Васильевича, будущего Грозного, в середине XVI века. Однако духовник самодержца, протопоп Сильвестр, не был автором этого произведения, а лишь переписал более ранний вариант, немного его дополнив. Исследователи прослеживают корни этого русского бестселлера в Великом Новгороде, где традиция религиозно-нравственных сочинений была развита задолго до эпохи Московского государства.

Протопоп Сильвестр. Памятник «Тысячелетие России», Великий Новгород

Это произведение возникло не на пустом месте. На Руси издавна создавали всевозможные «поучения», где авторы стремились передать потомкам свой опыт в государственном строительстве и отношениях с другими людьми. Безусловно, самый известный пример такого произведения — «Поучения Владимира Мономаха». Однако «Домострой» стал первой «настольной» книгой, написанной на практические темы максимально понятно для своего читателя: автор использовал обыденный язык, а не только церковнославянский.

Для современного человека «жить по Домострою» — значит, руководствоваться принципами глубокой старины. Зачастую это выражение носит негативный оттенок — особенно когда дело касается гендерных ролей в обществе и отношений внутри семьи. Какие же принципы и правила описал Сильвестр для своих современников и потомков?

Домашнее насилие: версия XVI века

В современной России одной из самых актуальных проблем стала тема домашнего насилия. Обсуждая отношения в неблагополучных семьях, стороны часто апеллируют к «Домострою» — дескать, именно он является источником тех правил поведения в семье, с которыми ныне борется всё прогрессивное человечество. Как же на самом деле Сильвестр оценивал отношения мужа и жены?

К. Е. Маковский. «Из повседневной жизни русского боярина в конце XVII века». 1868 г.

Вероятно, многие борцы с домашним насилием могут удивиться — но в средневековом русском произведении уделено не так много места урокам правильного наказания своих домочадцев. Даже наоборот — Сильвестр стремился смягчить излишне агрессивных мужей в их стремлении кулаками навязывать свою волю суженым. Автор призывал супругов любить и не гневаться друг друга.

Если же жена или дети совсем отбились от рук, не желают внимать наставлением хозяина дома — тогда рукоприкладства не обойтись. Но и здесь Сильвестр указал несколько важных моментов, чтобы насилие не перешло в убийство: «…по всяку вину по уху ни по виденью не бити, ни под сердце кулаком ни пинком ни посохом не колоть никаким железным или деревяным не бить хто с серца или с кручины так бьет многи притчи от того бывают слепота и глухота и руку и ногу вывихнуть и перст и главоболие и зубная болезнь, а у беременных жен и детем поврежение бывает во утробе, а плетью с наказанием бережно бити, и разумно и болно и страшно и здорова, а толко великая вина и кручинавата дело, и за великое, и за страшное ослушание, и небрежение…».

По всей видимости, Сильвестр пытался серьёзно смягчить нравы тех, кто обратился бы за жизненными наставлениями к его книге. На самом деле насилие царило в средневековой Руси (да и по всей Европе) повсеместно.

10 заповедей — основа христианской жизни

Автор «Домостроя» уделял огромное внимание вопросам веры. Тому, как правильно почитать Бога, поклоняться святым мощам, вести себя во время богослужений, уделена немалая часть произведения. Исследователи отмечают, что идея создания «Домостроя» возникал на основе восточнохристианских произведений «отцов церкви»: поучениях Иоанна Златоуста и императора Василия Великого.

В. Максимов. Больной муж. 1881 год.

Для Сильвестра главное условие семейного благополучия — соблюдение заповедей божьих. Автор специально пересказывает основные наставления из Ветхого Завета: «…не красть, не блудить, не лгать, не клеветать, не завидовать, не обижать, не наушничать, на чужое не посягать, не осуждать, не бражничать, не высмеивать, не помнить зла, ни на кого не гневаться, к старшим быть послушным и покорным, к средним — дружелюбным, к младшим и убогим — приветливым и милостивым, всякое дело править без волокиты и особенно не обижать в оплате работника, всякую же обиду с благодарностью претерпеть ради Бога…».

«Отцы и дети»: версия Сильвестра

Одна из главных идей «Домостроя» заключалась в наставлении хозяину дома в воспитании своих домочадцев. Сильвестр писал о строгой иерархии, которой должны были придерживаться все члены семьи. В соответствии с христианской моралью это означало беспрекословное подчинение детей воле своего отца. Но и глава семейства должен был чувствовать ответственность за своих чад. «…а пошлет Бог кому детей — сыновей или дочерей, то заботиться о чадах своих отцу и матери, обеспечить их и воспитать в добром поучении; учить страху Божию и вежливости и всякому порядку, а затем, по детям смотря и по возрасту, их учить рукоделию — мать дочерей и мастерству — отец сыновей…». Конечно, воспитание детей держалось на страхе и подчинении. Поэтому физические методы принуждения не отвергались, но их применение не должно было выходить из разумных пределов. Цена плохого воспитания казалась высокой — гнев Божий и укоризна от соседей.

К. Лемох. Родительская радость. До 1910 г.

Дети же, согласно заповедям, должны были почитать своих родителей. Кроме подчинения в отрочестве, Сильвестр требовал от чад ухаживать за отцом и матерью и в глубокой старости. Кроме детей, частью семьи считались и слуги, за которыми хозяин дома должен был ухаживать не меньше, чем за своими чадами. За хорошую работу их следовало хвалить, причём прилюдно, а за промахи — наказывать, разрешалось даже физическое насилие. Но ведь бьёт — значит любит!

Женское счастье — покорность и инициативность

Согласно чёткой иерархии «Домостроя», жена должна беспрекословно подчиняться своему мужу, быть верной и терпеть наказания, в том числе и физические, если они оправданы её поведением. На ней также лежит практически всё домашнее хозяйство и воспитание дочерей. Кажется, что более тяжёлой судьбы придумать невозможно.

Но не всё так просто, как кажется. Почти полностью подчиняясь своему супругу, жена всё же занимала второе место в семейной иерархии. Ей подчинялась большая часть слуг, если такие в хозяйстве имелись, на её плечах, как уже было сказано, держалось хозяйство, а вопросы, которые касались бы ведения домашней экономики, глава семьи обязан был обсуждать со своей суженой.

К. Маковский. Боярышня у окна.

Несмотря на то, что фактически на жене находилось всё хозяйство и она была должна владеть многочисленными ремесленными профессиями (прядение, ткачество, шитьё, не считая готовки еды и её хранения), супруга обладала инициативой в экономическом планировании. Излишки произведённых изделий жена могла сбывать на рынке, не советуясь об этом с мужем.

Домовое хозяйство: инструкция по применению

Ведению домашнего хозяйства автор «Домостроя» уделил достаточно много внимания. В какой-то степени это произведение можно считать настольной книгой для тех домовладельцев, кто хотел достичь успехов в обустройстве своего дома и приумножении богатства, не вступая в противоречия с христианской моралью и этикой. Текст Сильвестра изобилует как общими советами, так и очень узкими наставлениями: например, как украсить дом святыми образами или какие указания следует дать тем или иным слугам.

М. Шибанов. Крестьянский обед. 1774 г.

Для историков «Домострой» является очень ценным историческим источником, с помощью которого можно легко реконструировать обыденную жизнь русских семей в позднее Средневековье и раннее Новое время. Самые разные советы, даваемые в тексте Сильвестра, позволяют понять, как подданные царя готовились к приходу зимы, каким одеждам отдавали предпочтение, как собирали приданое — и многое-многое другое.

Во многом именно «Домострой» оставался источником основных правил поведения в обществе вплоть до знаменитых реформ Петра Великого. Тогда, по указанию царя, придворными был подготовлен педагогический труд «Юности честное зерцало», в который входил свод правил поведения и норм этикета, актуального уже для новой эпохи в истории России.

Ваша реакция?


Мы думаем Вам понравится