1. «Дилижанс» (1939), Stagecoach. Режиссёр: Джон Форд.
Ехал по дикой прерии дилижанс, и сидели в нём благородные люди из общества и всякое отребье. Вопрос: кто проявит себя героем, когда придёт беда? Погоня свирепых апачей за дилижансом по долине Юты и чудесное спасение в виде кавалерии из-за холмов сделали фильм классикой и определили дальнейшее развитие жанра.
Звёздная роль молодого Джона Уэйна.
2. «Красная Река» (1948), Red River. Режиссёр: Говард Хоукс.
Жёсткий и суровый скотовод гонит огромное стадо на север для продажи, укрощая всех и вся — кроме собственного сына. Оба правы, оба честны, но побеждает в итоге один. Мастерский конфликт старого авторитарного и молодого демократичного Запада, необходимая интрига и приключения превращают фильм в выдержанный виски: идёт легко и оставляет приятное послевкусие.
3. «Ровно в полдень» (1952), High Noon. Режиссёр: Фред Циннеман.
Мощный психологический вестерн. Невыносимое ожидание прибытия полуденного поезда с бандитами и гимн стойкости духа усталого пожилого шерифа, от которого трусливо отвернулись все, кого он защищал. Фильм снят в реальном времени (хронометраж фильма равен хронометражу событий). Последний кадр стал классикой: жестяная звезда летит в пыль в знак презрения.
Второй «Оскар» Гари Купера.
4. «Шейн» (1953), Shane. Режиссёр: Джордж Стивенс.
Загадочный незнакомец — Шейн — появляется из ниоткуда и уезжает в никуда, успев помочь несправедливо обиженным и стать легендой для подрастающего поколения. Попытка зажить мирной жизнью провалилась: от судьбы не уйдёшь, себя не переделаешь. Вольный стрелок всегда будет чужим в мире фермеров. Его время уходит, а вместе с ним уходит Великая Эпоха.
5. «Великолепная Семёрка» (1960), The Magnificent Seven. Режиссёр: Джон Стёрджесс.
Неслабая гоп-компания профессиональных искателей приключений нанимается за гроши, чтобы помочь мексиканским колхозникам утихомирить рэкетиров. Как и положено — враг повержен, наших осталось мало, крестьяне выигрывают, а выжившие уезжают, не дождавшись слов благодарности.
«Семь самураев» по-американски на удивление не уступают оригиналу.
6. «Человек, который застрелил Либерти Вэланса» (1962), The Man Who Shot Liberty Valance. Рёжиссер: Джон Форд.
После крутых парней приходит время гуманитариев-всезнаек, которые не умеют стрелять, зато назубок знают законы. Человек, который прикончил злодея, достоин быть сенатором и жить всю жизнь с этой легендой. Но он знает, что на самом деле стрелял тот, кто предпочёл безвестность, а потом умер, не в силах видеть, как бескрайняя вольная земля превращается в ухоженный газон.
Печальный фильм великого мастера.
7. «Эльдорадо» (1966), El Dorado. Режиссёр: Говард Хоукс.
Авто-римейк «Рио Браво», но не в пример смешнее. Вольный стрелок, старик-охотник и юнец-игрок сообща помогают шерифу-алкоголику навести в городе закон и порядок. Снег, зной и дождь проливной не имеют значения, когда «мои друзья со мной». Моральное возрождение неизбежно.
Простой и очень симпатичный вестерн, образец того, что такое хорошо, и что такое плохо.
8. «Хороший, Плохой, Злой» (1966), Il buono, il brutto, il cattivo. Режиссер: Серджио Леоне.
Есть люди, которые играют честно, а есть те, кто выигрывает. Три искателя удачи кочуют по Западу во время Гражданской войны, охотясь за золотом южан. Финальную сцену перестрелки на главной улице заменили дуэлью «на троих» на огромном кладбище под нервную музыку Морриконе. Хладнокровный прищур Клинта Иствуда крупным планом и пародия на хэппи-энд.
9. «Дикая Банда» (1969), The Wild Bunch. Режиссёр: Сэм Пекинпа.
Компания циничных негодяев связывается с контрабандой оружия во время мексиканской гражданской войны. Неприкаянные и лишние в мире автомобилей и ручных пулемётов, последние герои бесшабашной вольницы устраивают себе роскошный отход в мир иной. Предварительно, конечно, угробив несчётное количество противников.
Мы жили в грязи, наши души черны, но ушли мы, как настоящие мужики.
10. «Скачущие издалека» (1980), The Long Riders. Режиссёр: Уолтер Хилл.
Братья-актёры играют братьев-бандитов. Очередная версия жизни времён братьев Джеймсов (Джесси и Фрэнк Джеймс, знаменитые американские преступники). Режиссёр красиво показал нелёгкий быт грабителей поездов и банков: погони, стрельба, мирный очаг, дружба, любовь, верность и предательство. Одна из последних великих скачек по зеленым холмам Запада. Учебник по конным трюкам и операторскому искусству: лучшая в мировом кино сцена налёта на банк.
Заключение
Поверьте, без перечисленных фильмов невозможно понять, что же такое вестерн. Так что запасайтесь попкорном, садитесь поудобнее и смотрите внимательно. И не забудьте потом рассказать нам о своих впечатлениях!