У греков есть триста спартанцев. У французов — Роланд с его рыцарями. А в нашей истории — Евпатий Коловрат с дружиной малою. Все покрыли себя славой и героически погибли в бою с превосходящими силами неприятеля. А потом их подвиги в романтизированном виде попали в летописи. И наш богатырь смотрится в них ничуть не хуже царя Леонида и бретонского маркграфа. Проблема в том, что, возможно, Евпатий — вымышленный персонаж.
Мнение учёных
Знаменитый русский историк Николай Карамзин не сомневался, что славный рязанец, появившийся на свет вроде бы в 1200 году, существовал на самом деле. А вот современные историки совсем не уверены в том, что речь идёт о реальном историческом лице.
Большинство исследователей склоняются к тому, что Коловрата ввели в «Повесть о разорении Рязани Батыем» в поздних её списках и трактовках. И это былинный герой, придуманный народными сказителями, дабы умалить травматические переживания наших пращуров от страшного поражения в войне с язычниками. Воодушевляющий собирательный образ несгибаемого защитника родной земли.
В самом деле, описание подвига Евпатия и его бойцов выделяется в хронике заметно более литературным стилем. Героического пафоса и батальной поэтики в этой части больше, чем во всём остальном тексте «Повести…».
Былинники речистые ведут рассказ
Официальная версия такова: накануне вторжения Батыя в 1237 году рязанский боярин Коловрат был послан в Чернигов с просьбой о военной помощи к тамошнему князю Михаилу Всеволодовичу. И тот отказал, ибо рязанцы не поддержали его ранее в битве на Калке. Воротившись домой несолоно хлебавши, богатырь увидел, что опоздал: на месте родного города лежали чадящие руины. Впав в жуткую ярость, воевода погнался за монголами, не считаясь с драматическим неравенством сил. Догнав противника в Суздальской земле, он с отрядом в 1700 человек внезапно напал на арьергард ордынцев и полностью его истребил.
Осознав, что в тылу творится неладное, хан велел своему шурину Хостоврулу решить проблему. По преданию, тот хвастливо пообещал привести русского героя живым, но сложил голову в поединке с обозлённым витязем.
Легенды также гласят, что хан пытался сманить доблестного Евпатия на свою сторону. В такой ход событий можно поверить: Чингизиды всегда старались пополнять свои тумены лучшими воинами покорённых народов. Однако не вышло. Неистовый Коловрат и его соратники предпочли погибнуть со славой, забрав с собой на тот свет побольше ворогов. Говорили, боярин погиб не от меча, а был убит из камнемётных орудий, которые татары решили применить, чтобы минимизировать урон от охваченных священным боевым безумием русичей.
Летописцы утверждают: хан был так впечатлён отвагой рязанского боярина, что приказал отпустить уцелевших дружинников, отдав им тело их начальника. В некоторых редакциях «Повести о разорении Рязани Батыем» говорится о торжественных похоронах Евпатия Коловрата 11 января 1238 года.
Память в искусстве
К сожалению, проверить подлинность истории Евпатия невозможно. За отсутствием каких-либо альтернативных источников, в которых бы упоминались его деяния. Впрочем, это никогда не мешало деятелям искусств создавать произведения, вдохновлённые образом былинного героя.
Так, на территории Рязанской области установлены три памятника богатырю. Ценители литературы знают «Песнь о Евпатии Коловрате» (1912) Сергея Есенина и наверняка читали роман Василия Яна «Батый» (1942), в котором описан подвиг воеводы. В СССР Романом Давыдовым был снят мультфильм «Сказ о Евпатии Коловрате» (1985). Подвигам героя посвящены десятки музыкальных произведений и живописных полотен.