Одним из таковых неподражаемых мастеров в прошлом веке был венгерский портретист Филипп Алексис де Ласло - художник, тонко чувствовавший человеческую природу и наполнявший каждое свое творение «аурой», исходящей от каждой конкретной персоны. И сегодня в нашей виртуальной галерее представлены изумительные портреты этого живописца, которого еще при жизни называли «последним придворным портретистом».
Филипп Алексис де Ласло, по-венгерски Фюлоп Элек Ласло (Лауб) (1869-1937) — художник-портретист венгерско-еврейского происхождения, который прославился многочисленными портретами монарших родов и аристократии. Потрясающая художественная техника и авторская манера, тонкое понимание игры света и тени, безошибочное распознавание характера, душевного состояния, затаившегося в уголках глаз и губ портретируемой модели - вот те аспекты, которые отличали работы Филиппа де Ласло от многих других придворных портретистов, когда-либо творивших.
О художнике
Филипп Алексис де Ласло родился в 1869 году Будапеште в семье еврейского ткача Адольфа Лауба и был старшим сыном. В 1891 году его семья сменила фамилию Лауб на Ласло.
В юности будущий художник увлекался фотографией, а немногим позже решил всерьез заняться живописью и поступил в венгерскую Национальную академию искусств, где его наставниками были известные художники Берталан Секей и Карой Лотц. В дальнейшем за успешную учебу Филиппу была выделена государственная стипендия для обучения в Королевской Баварской академии в Мюнхене и в Академии Жюльена в Париже.
В Мюнхене 1892 году Ласло повстречал свою будущую супругу Люси Мадлен Гиннес, которая со своей сестрой Евой путешествовали по Европе. Дочери известного ирландского предпринимателя, имевшего пивоваренный бизнес, были представительницами богатого и знатного ирландского рода Гиннес.
Когда сестры из Мюнхена отправились в Париж, без памяти влюбившийся Филипп, одолжив денег на проезд, поехал вслед за ними. Однако отец Люси посчитал его неподходящей партией для своей дочери и запретил молодым людям встречаться.
Лишь через семь лет, когда отец Люси умер, влюбленные, не видевшиеся все это время, снова встретились и обвенчались. Бракосочетание состоялось в Ирландии в 1900 году.
Нужно отметить, что их семейный союз был не только долгим и счастливым, но и очень перспективным для начинающего художника. Дружеские и семейные связи супруги весьма способствовали репутации её мужа и получению им заказов от состоятельных клиентов. Это, разумеется, значительно улучшило материально положение их семьи.
Два года молодые супруги жили в Будапеште, в 1903-м Филипп и Люси переехали в Вену, а в 1907 году поселились в Лондоне. Люси родила художнику шестерых детей, большинство из которых в будущем сочеталось браком с членами аристократических родов. Невзирая на то, что художник чрезвычайно много путешествовал по миру для выполнения заказов, столица туманного Альбиона стала его родным домом до конца жизни.
А когда ведущий лондонский художник-портретист Джон Сингер Сарджент (1856—1925) отошел от дел, его освободившееся место занял молодой талантливый художник Филипп де Ласло. И почти три десятилетия художник неустанно трудился, создавая свои потрясающие портреты, в очередь за которыми выстраивалась вся европейская знать.
Однако, к сожалению, годы кропотливого и беспрерывного труда дали о себе знать. За случившимся у маэстро в 1936 году сердечным приступом в течение скорого времени последовал еще один. И осенью 1937-го, в возрасте 68 лет Филип Алексис де Ласло скончался в своём доме в лондонском Хампстеде, где и был похоронен.
Творческая карьера портретиста
Манера живописи Филиппа де Ласло, в которой он работал, чем-то отдалённо напоминала полотна европейских классиков, творивших в 16-17 столетии. И хотя вначале 20-го века уже вовсю процветали новаторские направления, такие как - импрессионизм, кубизм, и модернизм, реалистические портреты Филиппа де Ласло были в большой цене, так как популярность венгерского портретиста напрямую была связана с ностальгией общества по более старинному и привычному художественному стилю.
Свой первый заказ от коронованных персон, Филипп де Ласло получил еще в 1894 году, когда ему было поручено написать портреты болгарского принца Фердинанда и принцессы Марии-Луизы. Монархи высоко оценили труд мастера и с тех пор заказы от королевских домов стали поступать художнику достаточно регулярно.
Слава, награды и почести
В 1900 живописец отправил в Париж на Всемирную выставку портрет Папы римского Льва XIII. Полотно очень понравилось искушённой публике, немало впечатлило оно и членов жюри. В итоге, за эту работу Филипп де Ласло был удостоен большой золотой медали, что фактически являлось пропуском в мир знаменитых мастеров живописи первой величины. Именно с того времени живописец-портретист начал стремительное восхождение к вершинам славы и богатства.
К слову сказать, за всю свою творческую карьеру художник удостаивался огромного числа почестей и наград. В 1909 году стал почетным членом королевского Викторианского ордена, которым наградил его Эдуард VII. В 1912 году Филипп Ласло получил дворянство от Франца Иосифа I, императора Австрии и короля Венгрии. Фамилия художника стала отныне Ласло де Ломбос, в обиходе же художник предпочел оставить за собой прежнюю, облагородив ее лишь приставкой «де».
Секрет успеха
Мастер, за которым еще при жизни закрепился статус «придворного портретиста» всей Европы, по своей сути был настоящим живописцем людских душ, выразителем самых важных, сокровенных и бережно хранимых мыслей и чувств.
К нему с заказами обращалась знать всей Европы и не только. И такая широкая популярность у художника была не благодаря умению льстить клиенту, а в умении заглянуть тому глубоко в душу. Ведь особенность парадного портрета исходно всегда подразумевала под собой приукрашивание или хотя бы ретуширование не самых эстетически привлекательных черт клиента.
Ласло же писал своих натурщиков ровно такими, какими он их видел сам. Он мастерски «снимал» с лица каждой персоны, которую портретировал,несколько слоёв «психофизического грима», приподнимая «забрало» над челом грозного и гордого монарха, снимая вуаль с лица знатной дамы, за бесстрастными и холодными глазами которой буквально слышалась «музыка ее души».
В своей работе он всегда руководствовался лишь своими впечатлениями. На его портретах нет, чопорных «манекенов», «живых статуй» или неприступных «снежных королев». Художник всегда обнажал души и одухотворял лица, поэтому зритель видит в образе знатной леди лишь уставшую и немного печальную, но неизменно полную готовности дарить свой внутренний свет и тепло женщину, или же любящего мужа и заботливого отца, которому по долгу службы пристало быть сильным и властным.
Де Ласло всегда безошибочно переносил на полотно личность, а не повседневную «маску», которую человек в силу своего статуса обязан был надевать на себя, находясь на публике.
Именно в этом был секрет успеха маэстро, который стал всеобщим любимцем аристократического общества. И ему за великолепные портреты готовы были платить даже огромные деньги, чтобы впоследствии восхищаться его творениями.
Знаменитые клиенты художника
За свою творческую карьеру Филипп Де Ласло создал множество образов выдающихся людей эпохи, в том числе монархов, государственных мужей, военных, ученых, писателей и представителей аристократической знати, которые, как уже говорилось выше, стояли в долгожданной очереди, чтобы быть запечатлёнными на холсте у этого выдающегося художника.
Это одна из лучших работ мастера, на которой видим великолепный портрет королевы-матери, где художник запечатлел ее в 1925 году, когда она была молодой герцогиней Йоркской. Обернутая в голубой кусок искусно задрапированной материи с оголенными плечами и с тремя нитками жемчуга на шее герцогиня выглядит просто потрясающе.
Портрет ныне правящей королевы Елизаветы в возрасте восьми лет, написанный художником в 1933 году, также считался одним из самых лучших его произведений.
Художник создавал портреты членов королевских домов не только Великобритании, но и Испании, балканских государств, Кайзера Вильгельма II и Бенито Муссолини. К слову, среди портретов монархических персон были и представители царской семьи Романовых. (К сожалению, до наших дней они не сохранились).
Живописец также имел значительный успех в США, где его заказчиками были президенты Франклин Рузвельт, Уоррен Гардинг, Джон Калвин Кулидж-младший и Герберт Гувер, и многие другие известные американские особы.
Ознакомившись с довольно внушительным списком, созданных Филиппом де Ласло портретов выдающихся личностей живших на рубеже двух прошлых веков, так и напрашивается риторический вопрос, который в свое время задал Лорд Селборн: «Есть ли ещё какой-нибудь художник, который когда-либо прежде рисовал так много интересных исторических персонажей?»
В продолжение темы о художниках-портретистах, читайте: Кто из известных людей был написан Василием Перовым?