Святой Грааль из О Себрейро
Поиски Святого Грааля, чаши, в которую ученики Христа собрали его кровь во время распятия, - это один из самых известных сюжетов мировой литературы, а также объектов научных и религиозных исследований.
Впрочем, жители деревушки О Себрейро, находящейся на Пути Святого Иакова в автономном сообществе Галисия в составе Испании, уверены, что знают место нахождения этой главной христианской реликвии. Они почитают в качестве Святого Грааля чашу, хранящуюся в церкви Девы Марии (9 век).
Более того, некоторые исследователи и классические авторы вполне согласны считать эту чашу реальным Граалем. И даже сюжет оперы Рижарда Вагнера «Парсифаль», посвященной поиску реликвии, частично происходит именно в О Себрейро.
Копье Лонгина из Армении
Еще один предмет, связанный с распятием Иисуса Христа. Согласно легенде, римский воин Лонгин, чтобы прекратить мучения Спасителя, пронзил его своим копьем. И теперь это оружие почитается в качестве одной из крупнейших христианских реликвий.
В мире известно, как минимум, четыре копья, рассматривающихся в качестве этой реликвии. Одно из них хранится в Ватикане, другое – в Вене (и сам аншлюс 1938 года некоторыми воспринимается как желание Гитлера завладеть этим легендарным оружием), третье – в Кракове, а четвертое – в армянском городе Эчмиадзин.
Эчмиадзин – это священный город Армянской Апостольской Церкви, автономной и от православия, и от католичества. В нем находится Кафедральный Собор ААЦ, где и хранится копье Лонгина.
Местные жители обосновывают аутентичность своей реликвии тем, что Армения – это первое в мире христианское государство. И где, как не в ней, может храниться столь важная реликвия, будто бы привезенная туда апостолом Фаддеем, одним из первых семидесяти учеников Христа. Во всяком случае, первые упоминания об этом объекте у армян датируются уже 4 веком.
Ковчег Завета из Эфиопии
Эфиопия – это одна из крупнейших в мире православных стран. Более того, местные христиане (ведущие свое начало от египетских коптов), считают, что именно у них хранится легендарных Ковчег Завета, упоминавшийся в библейской книге Исход.
Считается, что этот ларь со скрижалями Моисеевых заповедей внутри был утерян еще во времена Первого Храма. Но эфиопы утверждают, будто сын Соломона и царицы Саввской привез Ковчег Завета из Иерусалима в древнюю Эфиопию, и этот объект теперь хранится в специальной часовне при Церкви Марии Сионской в городе Аксум.
Раньше священники этого храма показывали людям Ковчег Завета во время крупных религиозных праздников. Но сейчас они выносят лишь его копию, а «оригинальный» объект находится в специально созданной для него сокровищнице. И доступ к реликвии имеет только один монах, которому не дозволено покидать территорию церкви и общаться с посторонними людьми.
Голова Иоанна Крестителя из Амьена
Одной из важнейших реликвий христианства всегда считалась Голова Иоанна Крестителя, будто бы найденная палестинским вельможей Иннокентием еще в четвертом веке нашей эры при строительстве церкви в Иерусалиме. До 1204 года эти святые мощи хранились в Константинополе – центре всемирного православия. Ситуация изменилась после захвата Второго Рима крестоносцами.
С того момента в христианском мире появилось сразу несколько реликвий, почитаемых в качестве Главы Усекновенной. Но самая известная и популярная из них хранится в специально построенном для нее соборе во французском городе Амьен.
Ее привез сюда в 1206 году священник Валлон де Сартон, участник Четвертого Крестового Похода, по его собственным утверждениям, нашедший реликвию в развалинах одного из дворцов Константинополя во время разграбления города. Впрочем, с достоверностью этого факта могут поспорить священники из Рима, Дамаска и даже Нагорного Карабаха, где якобы также хранятся головы Иоанна Предтечи.
Туринская плащаница
Наверное, самая известная христианская реликвия в мире! Традиционно этот кусок льняной материи почитается в качестве савана, в который было обернуто тело Иисуса Христа после снятия его с креста.
Саван этот якобы был сохранен Иосифом Арифамейским и до 1204 года хранился в Константинополе. Однако, как и голова Иоанна Крестителя, он пропал после взятия города крестоносцами, после чего объявился лишь в 1353 году во Франции. В Турин же эта реликвия перебралась в 1578 году.
Сейчас плащаница с изображенным на ней телом взрослого мужчины хранится в специальном ковчеге в соборе Иоанна Крестителя в Турине и выставляется на обзор паломников лишь раз в несколько десятилетий.
Можно, конечно, долго спорить о подлинности данного объекта, как и всех остальных представленных в обзоре реликвий. Однако следует понимать, что символическое их значение уже давно вытеснило реальное.