Импрессионист по своей сути, Герасимов всю жизнь оставался тонким живописцем, превосходно писавшим натюрморты, цветы, лирические этюды, а также картины в стиле «ню».
Действительно, особую популярность и славу портретиста Александр Михайлович приобрел на заре советской власти. В те годы он создал огромное количество портретов вождей революции и их соратников. За что удостаивался и званий, и Сталинских премий, и руководящих должностей. И соответственно его руками правящая власть принимала жесточайшие меры по отношению к художникам, которые отклонялись от направления соцреализма в искусстве.
А так все начиналось...
Александр Герасимов (1881-1963) родом из города Козлова Тамбовской губернии, из купеческой семьи. Этот небольшой городишко на всю жизнь останется для Александра не только родным уголком земли, но и прибежищем, куда мастер будет сбегать со столицы, чтобы очистить душу, отдохнуть и вдохновиться. Там на протяжении всей жизни он будет писать полотна, которые будут волновать его лично, как человека и художника .
Ну, а в далеком 1903 году 22-летним юношей, он уедет из Козлова в Москву, учиться живописи. Его наставниками и учителями станут известнейшие живописцы 19 века - Константин Коровин, Абрам Архипов и Валентин Серов.
Грянувшая Первая мировая война перечеркнула планы будущего художника. В 1915 был мобилизован на фронт и в качестве нестроевого солдата прослужил два года на санитарном поезде, эвакуирующем тяжело раненых из зон боевых действий. Революция 1917 - также внесла свои коррективы в жизнь Александра Герасимова, он оставляет воинскую службу и уезжает в Козлов, где семь лет трудится декоратором в местном театре.
Придворный живописец
В 1925 снова потянуло художника в столицу. Он «включается в революционную живопись» и пишет знаменитый посмертный портрет вождя «Ленин на трибуне». И нужно ли говорить, какой фурор в те годы произвело оно на народ, потерявший своего поводыря. Слава портретиста тут же закрепилась за художником. Хотя начинал свой творческий путь Герасимов с натюрмортных и пейзажных этюдов. И нужно заметить, что художник имел превосходный дар легко воспроизводить портретное сходство, при том не прописывая образы до мельчайших подробностей. Широкими импрессионистскими мазками он словно лепил их на своих полотнах, добиваясь потрясающей узнаваемости.
Затем последовали портреты Иосифа Виссарионовича по фото, позже - с натуры, а со временем художник создал "канонический облик Сталина". Писал он также и портреты первых лиц государства. И за все заслуги был щедро обласкан властью. Его политические произведения широко тиражировались, принося художнику гонорары. И по тем временам Герасимов был весьма обеспеченным человеком. И именно он стал первым президентом созданной в 1947 году Академии художеств СССР.
Критики в один голос твердили, что портреты художника являются эталоном советской живописи и, что именно так нужно писать вождей революции. И кто в те времена мог с этим поспорить? Герасимова все считали любимым портретистом товарища Сталина. И ни одно политическое событие в стране не обходило художника стороной, он создавал картину за картиной, отражая ее жизнь и исторические события.
А в начале 50-х, все те же самые критики начали представлять художника совершенно в новом свете: карьеристом и лакеем, угождавшим самолюбию политических деятелей. После смерти Иосифа Сталина надломилась карьерная лестница Герасимова, а с приходом Хрущёва он становится неугоден новым властям. И вскоре художника постепенно освобождают от всех занимаемых должностей, а его картины убирают в запасники музеев, а некоторые просто уничтожают.
Обратная сторона медали.
Тем не менее, творчество Александра Герасимова оказалось намного шире и многогранней, нежели принято о нем говорить. Да и в истории русской живописи советской эпохи не так уж и много художников, которые оставили потомкам более богатое и более разнообразное наследие. Однако многое из того, что творил Герасимов было задвинуто на второй план. Не очень-то позволялось мастеру парадного портрета афишировать свои пристрастия к другим живописным жанрам.
И что интересно, Герасимов - выходец их купеческой семьи, всегда относивший себя к пролетариям, по своей сути был барином, любившим роскошь, умевшим красиво одеваться, превосходно говорить на французском языке. Видимо, поэтому время от времени он уезжал из Москвы в свой родной город, что бы побыть самим собой и поработать над тем, что угодно было его душе. Так как его душа, жившая вне времени, не подчинялась никаким законам существующего режима.
Герасимов поддерживал дружеские отношения со многими коллегами-художниками. И однажды, задумав создать групповой портрет самых близких и выдающихся из них, уговорил тех ему позировать. И художник лично по очереди привозил и отвозил каждого из четверки портретируемых коллег к себе в загородный дом, где была его мастерская, пока работа не была окончена.
На досуге писал художник и бытовые картины, и пейзажи, но больше всего его занимали натюрморты с цветами. Он создал целую серию работ с изображением цветов - от простых полевых и до изысканных букетов в шикарных интерьерах.
Любил художник писать и женщин, в том числе... парящихся в банях. Бытовые этюды из цикла «В бане» хотя и являлись зарисовками на тему новой советской жизни, но особо художником не афишировались. А еще писал Герасимов грациозных танцовщиц. Женская натура была его слабостью...
И как видим, именно в жанровых сценах, натюрмортах и пейзажах раскрылся подлинный талант художника - яркий и многогранный.
И наконец, невольно напрашивается вопрос: Почему же так строга критика и стоит ли упрекать художника за его стремление идти в ногу со временем? Он всего-то навсего отражал веяния той эпохи в которой жил, был ее лицом и зеркалом. И если копнуть глубже, то мировая живопись преисполнена портретами монархов и их приближенных, а так же вельмож, царей, полководцев. И что любопытно, ведь никому даже в голову не приходит обвинять их творцов в карьеризме, угодничестве, в сделке со своей совестью.
И невзирая ни на что, довольно много работ из художественного наследия Александра Герасимова (около 3 000) вошли в золотой фонд русского изобразительного искусства. И теперь они хранятся в музеях и картинных галереях бывшего Союза, а также в частных собраниях коллекционеров.