Гюстав Доре: нищета и милосердие на картинах художника, который иллюстрировал Байрона и Библию
1,440
просмотров
Гюстав Доре (1832-1883) - иллюстратор, один из самых плодовитых и успешных книжных мастеров конца XIX века, чья буйная фантазия создала огромные сказочные сцены, широко подражающие академикам.

я буйная фантазия создала огромные сказочные сцены, широко подражающие академикам. Ценители искусства считают Доре романтичным представителем XIX века, чье творчество лишено художественной ценности, но огромное значение которого заключается во вкладе в развитие книжной иллюстрации. Впоследствии он работал литературным иллюстратором в Париже, получая комиссионные за иллюстрации сцен из книг Рабле, Бальзака, Мильтона и Данте. Особенно известен Доре своими иллюстрациями «Божественной комедии», Библии и классических произведений.

В 1853 году Доре попросили проиллюстрировать работы лорда Байрона и новую английскую Библию. В 1865 году издатель Касселл пригласил Доре подготовить иллюстрированное издание «Потерянного рая» Милтона. Иллюстрации Доре к английской Библии (1866) имели настолько большой успех, что позволили Доре открыть свою собственную выставку в центре Лондона в 1868 году, в которой были выставлены полотна огромного масштаба с иллюстрациями «Триумф христианства над язычеством» и «Христос покидает преториум». Таким образом, иллюстрированная библия Доре - сенсация с момента ее публикации в 1865 году.

Доре также проявил некоторые способности в качестве скульптора. Он выставил колоссальную вазу, украшенную фигурами, на выставке Universselle в Париже в 1878 году, также работал над памятником Дюма.

Техника иллюстрации

Иллюстрации Доре отличались мелкими деталями, техническим мастерством и реалистичными изображениями человеческой формы, а также фантастических существ, таких как драконы, ангелы и демоны. Его черно-белые рисунки демонстрируют минималистский стиль с использованием сравнительно небольшого количества линий и оттенков, но в результате получается мощное изображение, вызывающее яркие движения и глубокие эмоции.

Христос покидает преториум

Христос покидает преториум "Христос покидает преториум"

На иллюстрации Доре Иисус после своего осуждения покидает преториум, чтобы подняться на Голгофу. Преториум был зданием римских правителей в Иерусалиме. Солдатам трудно контролировать порядок в толпе, мужчина слева держит крест, которым буквально перекрыл пусть Иисусу. Последний освещен божественным светом и нимбом, мастерски переданным Доре. Также в толпе светом выделена женщина в белом платке, возможно, это Мария. Ее глаза опущены, лицо печально и она уже предрекает приближающееся распятие Христа на Голгофе.

Продавцы цветов в Лондоне

Многие произведения Гюстава Доре были созданы, чтобы вызвать чувства христианского милосердия у зрителя, сочетая крайние черты бедности с человеческими чувствами. Этот ряд иллюстраций высветил пропасть между высшим обществом и мрачной жизнью бедных.

И это было очень актуально: в XIX веке движение французского реализма 1850-х годов признало простых, обычных людей подходящим сюжетом для высокого искусства, как, например, в революционном полотне Гюстава Курбе «Дробильщики камня».

Более консервативные художники, такие как Бугро, изображали бедных на очень формальных академических картинах («Благотворительность»).

Вильям Бугро и его картина "Благотворительность"
Густав Курбе "Дробильщики камня"

Подобный сюжет нравился и Гюставу Доре. Доказательство тому - картина «Продавцы цветов в Лондоне»

Герои картины взывают к жалости, к доброте, но при этом они далеко не беспомощны. Женщина готова бороться за будущее своих детей, несмотря на трудности и усталость. Поскольку на изображении нет мужской фигуры, а типичным зрителем искусства в викторианский период был мужчина, Доре предлагает своему зрителю стать соучастником сюжета и оказать поддержку этим слабым и бедным людям. Возможно, именно поэтому богатый Генри Томпсон купил картину и пожертвовал ее в Художественную галерею Уокера в 1880 году, полагая, что это сможет привить жителям Ливерпуля чувство милосердия по отношению к бедным и усилит моральный облик города.

"Продавцы цветов в Лондоне

Сами дети на картине призывают зрителей к милосердию. Об этом говорят их глаза. Что видит в них зритель? Голод, холод, изможденность. Маленькая девочка слева так и старается согреть свои ножки друг о друга. Малыш на руках женщины смотрит прямо на зрителя своими совсем уже взрослыми глазками. Создается ощущение, что этот малыш уже понимает намного больше своих лет. Этот взгляд содержит и укор: слишком широка пропасть между высшим обществом и мрачной жизнью бедных. Малыш с матерью напоминают известный тип в иконописи - "умиление" или "элеуса" (когда Мать и Дитя прижимаются щека к щеке и полны нежности и доброты). Корзина с цветами еще совсем полная, значит им еще предстоит выстоять многие часы на холоде. Эта картина написана настолько проникновенно, что зрителю так и хочется поскорее выкупить все цветы, чтобы увидеть наконец радость и улыбки на этих лицах простых людей.

Главная героиня прижимает своих детей и они находятся как-бы отстраненно, в своем собственном мирке, отдельно от женщины с малышом слева. Последние, по всей видимости, составляют еще одну семью на краю бедности.

Интересные факты из биографии Гюстава Доре

1. Гюстав Доре - самый плодовитый иллюстратор своего времени (за свою жизнь он создал 220 иллюстрированных книг с более чем 10000 отдельных рисунков).

2. Самоучка (он был полностью самоучкой, но при этом считался крупным художником и достиг большого мастерства не имея формального образования).

3. Первый шедевр создал в 15 лет (Гюстав Доре с малых лет был вундеркиндом, выпустив свою первую иллюстрированную книгу «Подвиги Геракла» в возрасте 15 лет).

4. Заработал огромное состояние благодаря своему таланту (Доре утверждал, что между 1850 и 1870 годами он заработал на своих иллюстрациях 280 000 фунтов - фантастическая сумма в ту эпоху).

5. Гюстав Доре вошел в историю искусства прежде как непревзойденный интерпретатор «Гаргантюа и Пантагрюэля» Рабле, «Божественной комедии» Данте, «Дон Кихота» Сервантеса (образы Дон Кихота авторства Доре позже были использованы кинематографистами, режиссерами и художниками в своих собственных проектах).

Ваша реакция?


Мы думаем Вам понравится