Поклонники Боба Марли, «Аквариума» «Зоопарка» и других групп, исполнявших песни в стиле регги, не раз слышали в этих песнях слово «растафари». Многие думают, что оно означает стиль жизни, связанный с ношением дредов и курением растений, запрещённых в Российской Федерации. На самом деле это слово — чуть видоизменённое имя правителя, сыгравшего заметную роль в истории ХХ века.
23 июля 1892 года в семье губернатора одной из провинций православной Эфиопии родился сын, которого назвали Лидж Тэфэри. При крещении он получил имя Хайле Селассие. Ещё в детстве мальчик узнал, что по отцовской линии его род восходит аж к самому царю Соломону. А так как его прабабушка была тётей правящего императора Менелика II, он мог претендовать на престол. Юноша получил хорошее образование и в 14 лет был назначен губернатором, пусть и формальным, одной из провинций.
В 20 лет юный губернатор получил почётное имя Рас. Вскоре после этого Рас Тэфэри получил над своей провинцией реальную власть и женился на родственнице императора, оказавшись, таким образом, ближе к трону. Когда в 1913 году император умер, его ненадолго сменила вдова, а затем — крайне непопулярный Лидж Иясу, внук императора. За три года этот представитель золотой молодежи настроил против себя всё руководство страны, от священников до военных. Последней каплей стало его предложение, что стоит сменить государственную религию на ислам. 27 сентября 1916 года Лидж был свергнут.
Заговорщики начали искать, кого бы можно было посадить на опустевший трон. Рас Тэфэри подходил по всем пунктам: рода был знатного, образование получил что надо, к православию всегда относился почтительно. Однако его партия пришла к финишу лишь второй — императрицей назначили дочь Менелика, а Тэфэри стал наследником престола, получив в дополнение к титулу очень большие возможности для влияния на государственную политику.
Понимая, что против влияния императрицы и поддерживающих её министров у Раса нет никаких шансов, он понемногу наращивал свой политический вес. Наследник публично поддерживал популярную политику медленной модернизации, начатую Менеликом, и боролся с жуткой эпидемией гриппа в 1918 году. Тэфэри даже сам слёг с болезнью, и врачи всерьез опасались за его жизнь, но всё-таки выжить наследнику престола удалось. Помимо этого, принц смог договориться о принятии Эфиопии в Лигу Наций в 1923 году. Для этого ему пришлось пообещать отменить рабство в стране, хотя выполнять это он не торопился. В стране было около двух миллионов рабов, и на их труде во многом держалась экономика.
Последний император, львы и Муссолини
Чтобы укрепить свои позиции на международной арене, наследный принц решил отправиться в тур по Европе и Ближнему Востоку. Эта поездка подробно освещалась европейской прессой. Эфиопы подчёркивали свою экзотичность — ходили на официальные приемы в пёстрых национальных костюмах, а сам Тэфэри щедро дарил правителям львов для зоосадов. Для этого он возил с собой целый львиный прайд. Живой подарок привел английского короля Георга V в восторг, и в качестве ответного жеста, правитель Британской империи вернул эфиопам их корону, захваченную в 1868 году во время английской экспедиции. После турне Тэфэри понял, чего его стране жизненно не хватает — и первым делом открыл в Аддис-Абебе типографию для выпуска собственных периодических изданий.
На пути честолюбивого принца всё ещё стояла императрица, которая со всё большим недовольством смотрела на растущую популярность наследника престола. В 1928 году её сторонники предприняли попытку избавиться от кронпринца. Убийцы не ожидали, что во дворце Тэфэри будет дежурить его личная гвардия, вооруженная по последнему слову европейской техники. Заговорщикам пришлось укрыться в мавзолее императора Менелика, а войска наследника окружили здание. В этот момент подоспели солдаты, верные императрице, и взяли в кольцо уже личную охрану Тэфэри. Почти сразу на место действия прибыли части регулярной армии, верные наследнику, и окружили уже имперских солдат. Получился вооруженный хоровод. Новых подкреплений у императрицы не оказалось, поэтому ей пришлось сдаться. После смерти императрицы 2 ноября 1930 года Тэфэри был коронован императором под своим крестильным именем — Хайле Селассие.
Коронация была необычайно пышной. По подсчетам её стоимость превышала три миллиона долларов, что по нынешнему курсу будет больше чем 46 миллионов долларов. Присутствовали представители почти всех королевских домов Европы. Гости прибыли из стран от США до Японии. Ещё бы: свежекоронованный император не скупился на драгоценные подарки. Американские газеты писали, что один епископ, который не смог прибыть на коронацию, но вознес молитвы во славу императора, получил библию в золотом окладе.
Уже на следующий год Селассие даровал народу конституцию, за основу которой взял японскую. В ней он закреплял абсолютизм и права знати. Высшей инстанцией в любых вопросах — политических, судебных, законодательных — всегда оставался император. И при этом прямо в основном законе было закреплено престолонаследние исключительно для потомков действующего монарха, что вызвало ропот со стороны боковых ветвей династии.
5 декабря 1934 года началось итальянское вторжение в Эфиопию. Фашисты хотели объединить воедино все свои колонии, желая доказать своим критикам, что мечты об Итальянской империи — не пустой звук. Солдаты Муссолини в средствах совершенно не стеснялись — бомбили госпитали Красного креста и использовали химическое оружие. Оснащение итальянцев значительно превосходило то, чем располагали эфиопы. Меньше чем за 2 года враги заняли почти всю страну. 2 мая 1936 года император с семьей удалился в изгнание, и через территории французского Сомали добрался до Иерусалима, затем кораблем до Гибралтара, и наконец, до берегов Англии…
12 мая император поднялся на трибуну Лиги Наций, но был встречен свистом и оскорблениями со стороны итальянцев. Как выяснилось позже, зять Муссолини раздал всем итальянским дипломатам и журналистам свистки и приказал им мешать эфиопскому императору выступать. Когда нарушителей выставили из зала, Селассие наконец смог произнести речь, которая принесла ему мировую славу. Он разоблачил вероломство Муссолини, напавшего на его мирную страну, и рассказал о зверствах итальянцев в Африке. Журнал «Time» выбрал Селассие человеком года, а сама речь цитировалась в изданиях всего мира, но желаемого результата так и не случилось. Лига Наций ответила лишь слабыми санкциями в отношении Италии. Некоторые историки считают, что именно неспособность Лиги адекватно ответить на итальянскую агрессию в отношении Эфиопии стала причиной её распада.
С 1936 по 1941 год император Эфиопии с семьей провел в Англии, где писал мемуары, занимался самообразованием и выступал против итальянской пропаганды, рассказывая о зверствах, творимых итальянцами в Эфиопии. 18 января 1941 года Хайле Селассие вернулся в свою страну во главе отрядов эфиопского сопротивления, поддержанных английскими колониальными войсками. Речи императора привлекли множество добровольцев, и его армия быстро стала интернациональной. В итоге, уже 5 мая 1941 года в Аддис-Абебу вошла армия из эфиопов, англичан, французов, бельгийцев и представителей многих других народов.
Спустя год император сдержал своё давнее обещание и, наконец, отменил в Эфиопии рабство. Это позволило стране по окончании Мировой войны стать полноправным членом ООН. При всех внешнеполитических успехах, на Селассие с одной стороны давила международная общественность, требуя дать народу больше политических прав, а с другой — местная знать, которая не хотела никаких перемен. Поиск компромисса между этими требованиями привел к тому, что ни реформы, ни даже обновление конституции не смогли удовлетворить полностью ни одну из сторон.
Растафарианство: религия с дымком, огоньком и под музыку
В 1961 году в Эфиопию прибыла ямайская делегация, чтобы обсудить вопросы возвращения африканской диаспоры с Карибских островов на родину. Среди гостей были последователи растафарианства — своеобразной религии, возникшей на Ямайке ещё в 20-х годах. В то время один из почитаемых старейшин объявил, что Христос вскоре вернется на землю чернокожим. Множество потомков африканских рабов принялись ждать мессию. Как раз в это время Рас Тэфэри взошел на эфиопский престол. Его пышный официальный титул содержал такие выражения как «Лев Иудеи» и «потомок рода Давида». Ямайцы решили, что их мессия — ничего не подозревавший монарх африканской страны, и назвали свою религию в его честь растафарианством. За тридцать лет культ окреп и распространился по всему Карибскому бассейну.
Император Эфиопии с юмором отнёсся к новости, что он — новое воплощение Иисуса. Не до шуток стало, когда Селассие прибыл на Ямайку в 1966 году. Ему не дали спокойно сойти с борта самолета. Стотысячная толпа окружила лайнер императора с «курительницами, исторгавшими конопляный дым». Хайле испугался этого зрелища и не стал выходить из самолета. Через некоторое время растаманы прислали парламентёра, одного из своих лидеров, и тот убедил «мессию» сойти на землю Ямайки, уверив его, что верные почитатели не причинят ему вреда. С тех пор 21 апреля отмечается последователями растафари как «День сошествия» наравне со 2 ноября — днём коронации императора Эфиопии.
Ямайские власти были сильно напуганы таким ажиотажем и просили высокого гостя публично заявить, что он не является новым воплощением Христа. Селассие не только не сделал этого, но вручил памятные медали растаманским старейшинам, и потребовал, чтобы представители движения растафари присутствовали на всех публичных мероприятиях, где будет император Эфиопии. Жена Боба Марли Рита, видевшая Селассие на Ямайке, позже заявляла, что перешла в веру растафари после той встречи. Более того — она якобы видела у него на руках стигматы, явно доказывавшие, что император и есть воплощение бога (или Джа, как говорят растаманы) на земле. Позже именно Рита привела в эту веру знаменитого музыканта, который посвятил несколько песен лидеру Эфиопии.
Сам же Селассие лишь улыбался на вопросы о его «божественности». На подобные вопросы он отвечал, что «с уважением относится к чужим верованиям». Вернувшись с Ямайки, он выделил огромный участок земли для переселенцев в Африку с Карибских островов. Сейчас там располагается одна из крупнейших общин растафари.
Несмотря на такое обожествление Селассие за границей, в самой Эфиопии его дела обстояли очень плачевно. В конце 1960-х — начале 1970-х страну поразили несколько эпидемий и засуха. Всё это, вместе с тяжелым налоговым бременем создало взрывоопасную ситуацию. Власть всё больше и больше опиралась на полицию и армию, которая хотела всё новых привилегий. В феврале 1974 года вспыхнуло восстание в Аддис-Абебе, где в ходе столкновений погибло пять человек. Императору удалось успокоить толпу обещаниями снизить цены на бензин и товары первой необходимости. Это не помогло. 12 сентября 82-летний император был арестован армейскими чинами и посажен под арест сперва в своём дворце, а затем в тюрьме Алем Бекагне, которую в народе называли «Хватит с меня этого мира». По слухам, арест нанёс такой удар по разуму Селассие, что он до последних дней не понимал, где находится.
28 августа 1975 года Хайле Селассие умер от «отказа легких», как было заявлено официально. Тело императора таинственно пропало. Лишь в 1992 году, после падения про-советского режима останки императора были найдены в бетонном фундаменте служебной постройки дворца. В 1994 году обнаружили документы, подтверждавшие, что монарх был задушен по приказу лидеров восстания. После окончательного прояснения всех деталей этого преступления Хайле Селассие I был наконец похоронен со всеми подобающими почестями. Лишь некоторые радикальные растафари до сих пор считают, что император Эфиопии выжил и скоро вновь понесет всему миру свет Джа.