Антиной и Адриан: скорбь императора
Антиной погиб в водах Нила в октябре 130 года, пожертвовав жизнью ради императора (подробнее о биографии фаворита — в этом материале). Античные авторы писали, что Адриан горько оплакивал Антиноя. Практически сразу он решил сделать все для сохранения памяти о возлюбленном. Адриан принял два решения: провозгласить Антиноя богом и основать в память о нем город.
В Египте был учрежден культ в честь погибшего юноши, в котором он почитался, как Осирис-Антиной. На обелиске в честь Антиноя он причисляется к богам Египта. Останки юноши, предположительно, были мумифицированы, а затем отправлены в Рим.
В Римской империи обожествляли правителей и членов императорского дома. Решение об обожествлении принимал Сенат. Но в случае с Антиноем указа Сената не было. Адриан, скорее всего, издал указ об обожествлении Антиноя еще в Египте. Вслед за этим император отправил послания с новостью о новом религиозном культе в греческие полисы.
Греческие полисы переживали новый расцвет во времена Адриана. Они оказывали божественные почести императору, который не был эллином по крови. Погибший Антиной, напротив, был настоящим сыном Эллады, воплощавшим собой идеал божественно прекрасного юноши.
Писатели торопились почтить память любимца императора и заслужить его благодарность. Поэт Панкрат сложил поэму о совместной охоте Адриана и Антиноя на льва. Поэма восхитила императора, и он добился принятия Панкрата в Александрийский мусейон. Оратор Нумений Гераклейский сложил речь в память юноши и в утешение Адриану, которую читали императору по утрам. Приближенный Адриана музыкант Мезомед Критский сложил в честь Антиноя гимн и исполнил его на играх в память юноши в 131 году. Впечатленный Адриан также добился, чтобы Мезомед получал содержание от Александрийского мусейона. Позже его преемник Антонин Пий сократил содержание Мезомеда.
Город Антинополь
По приказу Адриана в Египте был построен город в честь Антиноя. Новый город начали строить рядом с храмом в честь Рамсеса II. Указ об основании Антинополя датируется 30 октября 130 года — сразу после гибели юноши. На месте будущего города располагалось египетское поселение, которое было полностью перестроено. Нетронутым остался только храм Рамсеса.
Основанием города император решил и одну из политических проблем провинции. В Египте сосуществовали коренные египтяне и греки. В Дельте на севере страны были греческие города Александрия и Навкратис, на юге — Птолемаида. В центральной части греческих колоний не было, и эллины-переселенцы были разбросаны по египетским городам. Антинополь становился оплотом эллинской цивилизации в центральной части Египта. Здесь могли жить эллины и египтяне, почитавшие новый культ Осириса-Антиноя.
Новый город состоял из 10 фил и 50 демов. Филы получили имена в честь богини Афины, бога Осириса-Антиноя, римских императоров и членов императорского дома Адриана.
Явление нового божества
В 131 году император Адриан отправился обратно в Грецию. Ранее он направил в греческие полисы письма, в которых объявлял об учреждении нового религиозного культа, просил воздать Антиною божественные почести, учредить религиозные церемонии и поставить статуи.
Хотя Антиной родился в Вифинии, его предки переселились туда из Аркадии. Поэтому этот регион на Пелопоннесе стал центром культа нового бога. Антиноя почитали как воплощение бога Гермеса, родиной которого мифы называли Аркадию. Центром почитания нового бога стал аркадийский полис Мантинея.
Далеко не всегда Антиной почитался именно как бог. Часто его удостаивали почестей героя. В эллинской религии героями считали людей, удостоившихся за свои заслуги бессмертия. Герои тоже становились объектами почитания.
22 греческих города поместили изображения Антиноя на свои монеты, назвав его героем. Еще 38 сохранившихся бюстов юноши посвящены ему как «герою Антиною».
Геракл почитался эллинами и как герой, и как бог. Та же посмертная участь ждала Антиноя. На одной стороне монеты город Тарс он был назван героем, на другой — «новым Аполлоном». В других полисах его именовали Якхом-Антиноем и Осирисом-Антиноем. Артисты из Рима называли его в посвящении «новым Гермесом». В посвящениях из Италии Антиноя называли «тем, кто сидит с богами Египта».
Сохранилось 53 скульптуры Антиноя с атрибутами кого-то из богов. Большинство из них изображают его в облике Диониса. Еще несколько статуй изображают юношу в обличье Гермеса или Аполлона. Из сочинений античных авторов известно, что во II веке были популярны статуи Антиноя в облике Гермеса. На монетах Антиноя отождествляли с одним из этих трех богов. Особенно много монет с Антиноем-Гермесом из Александрии, Мантинеи и Клаудиополя.
В сознании подданных империи Антиной приобрел функции божества, побеждающего смерть и дарующего приверженцам шансы на омоложение и спасение. Имя или изображение Антиноя помещали на гробах, а медальоны с изображением юного бога носили на теле для отведения беды.
Впрочем, культ Антиноя никогда не получал распространения, сопоставимого с культами олимпийцев, римских императоров или восточных богов Исиды и Сераписа. Достоверно известно о почитании Антиноя, примерно, в семидесяти городах империи.
В Египте его почитали в Антинополе, где было построено два храма в честь юного бога, соседнем Гермополе, Александрии и некоторых других городах.
В Греции культ Антиноя получил наибольшую популярность в Мантинее — родине предков Антиноя. Здесь стояло два храма нового бога, его изображение помещали на монеты. Кроме того, там сохранилось наибольшее число изображений Антиноя.
В Афинах был построен храм в честь Антиноя, а также проводились ежегодные игры. Изображения обожествленного юноши были установлены в главных религиозных центрах Греции — Дельфах, Олимпии, Элевсине, Эпидавре.
Жители родного для Антиноя северо-запада Малой Азии с готовностью приняли новый культ. Новый бог почитался как минимум в 27 городах. Особенную популярность он получил в Клаудиополе, родном городе Антиноя.
В Италии известно как минимум 10 мест, где почитался Антиной. В семи из них действовали посвященные ему храмы, в которых служили жрецы. В Афинах и Элевсине избранные эфебы служили жрецами Антиноя.
В Дельфах статую Антиноя ритуально натирали маслом. Благодаря этому она приобрела специфический блеск. Эта статуя, обнаруженная при раскопках в 1894 году, сохранилась до наших дней.
В Египте и Греции святилищам нового бога приносили еду и совершали возлияния. В городе Курион на юге Кипра в честь юноши проводили фестиваль. Его открывало выступление одетого в золото и пурпур жреца, который исполнял на кифаре гимн в честь Антиноя.
В Мантинее игры в честь Антиноя проходили раз в четыре года, в Антинополе — ежегодно. Они включали атлетические и мусические состязания. Победители получали венки, почести от граждан, а также ценные призы. В Египте состязания включали также состязания колесниц, всадников и гонки на лодках. В Афинах и Элевсине игры в честь Антиноя были ежегодными, но участвовать в них могли только эфебы.
Почти все города перестали выпускать монеты с изображением молодого бога после смерти Адриана в 138 году. Клаудиополь продолжал чеканить монеты со своим знаменитым уроженцем до времен императора Каракаллы (210-е годы). После смерти Адриана почти перестали создавать скульптурные изображения Антиноя.
Спортивные и музыкальные фестивали в честь знаменитого вифинца продолжали проходить и дальше. Святилища также действовали. Последние упоминания об играх в Мантинее, Антинополе и Клаудиополе относятся к началу III столетия. Состязания в честь Антиноя в Афинах в последний раз упоминаются в 266 году, но несомненно, они проводились и позже. Игры в память возлюбленного Адриана в Аргосе в последний раз упоминаются в 360 году — через два столетия после смерти Антиноя.
К IV веку культ Антиноя постепенно пришел в упадок в Италии, Греции и Малой Азии. Но в Египте он продолжал процветать даже в III-IV веках. С обличениями на него обрушивались отцы церкви — Ориген, Афанасий и Епифаний.
В результате распространения христианства к концу Античности культ Антиноя пришел в упадок вместе с другими языческими верованиями.