Впервые она побывала в России в 1884 г., когда ее старшая сестра сочеталась браком с дядей Николая, Великим князем Сергеем Александровичем. Во второй раз она приехала в Петербург в начале 1889 г. С момента этого визита между 20-летним Николам Романовым и 16-летней Алисой Гессен-Дармштадтской (или Аликс, как ее называл Николай) возникла симпатия. Родители не одобряли его выбор – они не считали девушку подходящей партией для будущего императора, но Николай твердо стоял на своем. В 1892 г. он записал в своем дневнике: «Я мечтаю когда-нибудь жениться на Аликс Г. Я люблю ее давно, но особенно глубоко и сильно с 1889 года, когда она провела 6 недель в Петербурге. Все это время я не верил своему чувству, не верил, что моя заветная мечта может сбыться».
Из-за того, что здоровье Александра III сильно ухудшилось, родным пришлось смириться с выбором Николая. Алиса принялась изучать русский язык и основы православия, ведь ей предстояло отречься от лютеранства и принять новую религию. Осенью 1894 г. Алиса прибыла в Крым, где приняла православие с именем Александра Федоровна и провела с царской семьей несколько недель вплоть до дня смерти императора Александра III. После этого был объявлен траур, и церемонию бракосочетания следовало отложить на год, но Николай не был готов ждать так долго.
Было решено назначить венчание на день рождения вдовствующей императрицы, что позволяло царской семье временно прервать траур. 26 ноября 1894 г. в Большой церкви Зимнего дворца состоялось венчание Николая Романова и Александры Федоровны. Позже Великий князь Александр Михайлович вспоминал: «Бракосочетание молодого царя состоялось менее чем через неделю после похорон Александра III. Их медовый месяц протекал в атмосфере панихид и траурных визитов».
С момента появления немецкой принцессы в России, многие невзлюбили ее как в ближнем окружении царской семьи, так и в народе. Она казалась слишком холодной, надменной, замкнутой и отчужденной, и только близкие знали настоящую причину такого поведения – природную застенчивость. Русский государственный деятель и публицист Владимир Гурко о ней писал: «Отчуждению царицы от петербургского общества значительно содействовала внешняя холодность её обращения и отсутствие у неё внешней приветливости. Происходила эта холодность, по-видимому, преимущественно от присущей Александре Фёдоровне необыкновенной застенчивости и испытываемого ею смущения при общении с незнакомыми людьми. Смущение препятствовало установлению ею простых, непринужденных отношений с лицами, ей представлявшимися, в том числе с так называемыми городскими дамами, а те разносили по городу анекдоты про её холодность и неприступность». По словам современника, ее упрекали в том, что «она держалась, будто аршин проглотила, и не кланялась депутациям».
В искреннюю любовь, взаимоуважение и преданность друг другу супругов верили немногие. Некоторые представители высшего света были уверены в том, что Александра Федоровна полностью подчинила себе супруга, подавив его волю. Владимир Гурко писал: «Если государь, за отсутствием у него необходимой внутренней мощи, не обладал должной для правителя властностью, то императрица, наоборот, была вся соткана из властности, опиравшейся у неё к тому же на присущую ей самонадеянность».
Причины неприязненного отношения к Александре Федоровне в народе были иными. Сначала недовольство в обществе вызвал тот факт, что венчание с Николаем состоялось практически сразу после смерти его отца. А во время коронации царской семьи в мае 1896 г. и вовсе случилась страшная трагедия, приведшая к гибели сотен людей. В день народных гуляний по случаю коронации Николая II на Ходынском поле случилась страшная давка, во время которой были затоптаны более 1300 человек, но императорская чета запланированных торжеств отменять не стала.
В народе ходили слухи о том, что немецкая принцесса и после замужества отстаивала интересы Германии, что она готовит переворот, чтобы стать регентшей при малолетнем сыне, и что вокруг нее сплотилась «немецкая партия». По этому поводу Великий князь Андрей Владимирович писал: «Удивительно, как непопулярна бедная Аликс. Можно, безусловно, утверждать, что она решительно ничего не сделала, чтобы дать повод заподозрить ее в симпатиях к немцам, но все стараются именно утверждать, что она им симпатизирует. Единственно в чем ее можно упрекнуть, – это что она не сумела быть популярной». А одна из ее современниц говорила: «Молва все неудачи, все перемены в назначениях приписывает государыне. Волосы дыбом встают: в чем только ее ни обвиняют, каждый слой общества со своей точки зрения, но общий, дружный порыв – нелюбовь и недоверие».
Александра Федоровна чувствовала недоброжелательное отношение к себе в народе и прилагала максимум усилий для того, чтобы изменить ситуацию. Она занималась благотворительной деятельностью, была попечителем 33 благотворительных обществ, общин сестер милосердия и приютов, организовывала школы для сиделок, клиники для детей, школы народного искусства. Во время Первой мировой войны она финансировала несколько санитарных поездов, учреждала и опекала лазареты, сама прошла обучение сестринскому делу, делала перевязки и ассистировала при операциях. Причем делала это по зову сердца. Однако, несмотря на все старания, симпатий императрица так и не заслужила. А очередной причиной нелюбви к ней стала ее привязанность к одиозному Григорию Распутину, который имел на нее огромное влияние.
Когда у императрицы родился сын, больной гемофилией, она увлеклась религиозными и мистическими учениями, часто обращаясь за помощью и советом к Распутину, помогавшему цесаревичу Алексею бороться с болезнью, перед которой была бессильна официальная медицина. Говорили, Александра Федоровна доверяла ему всецело, в то время как репутация Распутина была очень неоднозначной – позже его назвали символом моральной деградации власти при последнем российском императоре. Многие считали, что Распутин подчинил очень религиозную и склонную к экзальтации императрицу своей воле, а она, в свою очередь, оказывала влияние на Николая II. По другой версии, недоброжелатели специально распространяли в народе слухи о близких отношениях Александры Федоровны с Распутиным, чтобы очернить ее образ в обществе, и на самом деле он был для нее духовным наставником.
В июле 1918 г. члены императорской семьи были расстреляны. Кем была на самом деле последняя российская императрица – исчадием ада, невинной жертвой или заложницей обстоятельств? О многом говорят ее собственные слова, которые она сказала незадолго до гибели в письме своей приближенной Анне Вырубовой: «Благодарю Бога за все, что было, что получила – и буду жить воспоминаниями, которые никто у меня не отнимет… Какая я стала старая, но чувствую себя матерью страны, и страдаю как за своего ребенка и люблю мою Родину, несмотря на все ужасы теперь… Ты же знаешь, что нельзя вырвать любовь из моего сердца, и Россию тоже… Несмотря на черную неблагодарность Государю, которая разрывает мое сердце… Господи, смилуйся и спаси Россию».