Прежде всего следует понимать, по каким принципам происходит пополнение музеев средневековым оружием и доспехами. Это или предметы, найденные во время раскопок, которые пролежали в земле сотни лет, или те, что хранились в чьей-то частной коллекции. Относительно найденных в земле экземпляров оружия делать выводы о боевых повреждениях крайне сложно, так как металл за это время пострадал от коррозии.
Вторая часть того, что мы видим обычно в музеях – это экспонаты, ранее принадлежавшие богатым людям и хранившиеся в их коллекциях. Кто-то берег как память о былых подвигах, кто-то - чтобы передать потомкам, а для третьих это была награда за подвиги.
Немного о музеях
Дело в том, что первые исторические музеи появились в восемнадцатом столетии, во второй его половине. Раньше никто даже не думал о том, что такие изделия можно выставить на показ. У аристократов доспехи и оружие хранились как память. В военных действиях они использовались крайне редко.
Чем старше изделия, тем меньше их попадается в презентабельном состоянии. Ну не сохраняли их в те времена. Никому такая идея даже в голову не приходила. Пришедшие в негодность доспехи, мечи, сабли либо ремонтировались, либо отправлялись на переплавку. Заказывать себе новые, а старые оставлять на память было слишком дорого и доступно только очень богатым людям. А они если и хранили, то только доспехи и оружие в очень хорошем состоянии, чтобы было что показать потомкам.
Конечно, попадаются и видавшие виды предметы, но они выставляются в музеях только, если имеют действительно огромную историческую ценность, уникальные в своем роде. В основном же выставляют красивые, хорошо сохранившиеся экспонаты.
Одним из раритетов является изрубленная в боях кольчуга, которая находится в Воронежском краеведческом музее, с которой этот музей и начался. Эту экспозицию купили у Еронтия Курганского, иеромонаха Задонского монастыря, в 1894 г. Хотя есть информация, что она была просто подарена.
Есть и подделки, куда же без них. Также выставляются и реконструкции, сделанные уже в наше время, естественно с соответствующими подписями, которые многие просто не читают, а потом удивляются, откуда такие новенькие предметы.