«Чёрная легенда» царя Ирода
Ирод I Великий (74/73 — 4 гг. до н. э.), царь Иудеи, — пример человека, «чёрная легенда» о котором совершенно затмила его подлинную историю. Христианская культура пересказывала эту легенду так долго, что даже теперь при звуке имени «Ирод» перед глазами встаёт сцена массового детоубийства.
Легенда пошла из Евангелия от Матфея. Апостол писал, что Ирод услышал о словах пророка Михея: родился в Вифлееме «Вождь, Который упасёт народ мой Израиля». Царь начал искать младенца, ибо посчитал его своим конкурентом за власть. Когда поиски не увенчались успехом, Ирод решил, что семья с ребёнком сбежала, и в безумии велел «избить всех младенцев и во всех пределах его, от двух лет и ниже». Других источников, которые подтверждали бы описываемые Матфеем события, нет. Однако история такая яркая и столь важная для христиан как часть повествований о Рождестве, что стала неотъемлемой частью Библии.
Правдива ли она? Историки судят об этом однозначно — имя «Ирод» стало нарицательным и опорочено как злодейское абсолютно незаслуженно. Профессор Майкл Грант пишет об «избиении»: «Ясно, что это не подлинная история, а миф или народное сказание, мрачное свидетельство воздействия на воображение современников наводящей ужас личности этого человека».
Мало того, что кроме Евангелия от Матфея никто о массовом детоубийстве не рассказывал (а случись подобное — современники точно не оставили бы это без внимания), так ещё и хронологически это вряд ли возможно — Ирод умер в 4 году до н. э., то есть до рождения Христа. И даже если основываться на утверждении, что календарь ошибочен (а вероятно, так и есть, и Иисус родился за несколько лет до «официальной» даты своего рождения), едва ли Ирод, престарелый и уже далеко не здоровый физически, мог опасаться младенца — пока тот вырастет… ну, вы понимаете. Ирод не был безумцем.
Историк В. Л. Вихнович пишет, что, вероятно, история об «избиении» не выдумана лично Матфеем, а возникла после смерти Ирода «в среде иудейских оппонентов царя, которых у него было достаточно и при жизни…» Но всё же миф о кровавом детоубийстве имеет под собой и реальную историческую подоплёку — но об этом чуть позже.
Исторический Ирод
Ирод — один из поистине великих царей своего времени. Он правил Иудеей более тридцати лет и сделал её благополучным царством — хоть и под римским владычеством. М. Грант констатирует: «Честолюбивым желанием Ирода было дать иудеям спокойствие и процветание в собственной стране, сохранив сотрудничество с Римской империей и её покровительство. Этой задаче он посвятил свою жизнь и, поскольку был одарён выдающимися способностями, достигнутое им превзошло все разумные ожидания».
Уже в молодости Ирод демонстрировал множество достоинств. Он был умён и трудолюбив, получил эллинистическое образование, прекрасно говорил по-гречески, знал философию и историю, занимался ораторским искусством. Как писал древний историк Иосиф Флавий, Ирод соответствовал идеалу греческого воспитания: «Телесная сила Ирода равнялась силе его ума»; он и в воинском искусстве, и храбрости превзошёл многих. Мудрость его подсказывала — у Рима и Греции надо взять для Иудеи всё лучшее, и пусть народ процветает в рамках империи. При этом Ирод всегда оставался предан иудаизму и сохранял иудейскую культуру.
Его отец Антипатр в римской гражданской войне поддержал Гая Юлия Цезаря, и тот назначил его наместником Иудеи и даровал ему и его потомству римское гражданство — никому из местных аристократов римский диктатор не мог доверять более. Бок о бок с отцом и римлянами сражался и Ирод. Рим ждал от Иудеи одного — отсутствия волнений и уплаты налогов, и Антипатр это исполнял (а затем и Ирод). Взамен им дозволялось вести своё царство к процветанию, хранить свою веру, развивать торговлю и т. д.
За гибелью Антипатра последовала долгая борьба за власть с другими аристократами, и Ирод уцелел в ней. Его, уже опытного политика и воина, в 40 г. до н. э. римский сенат провозгласил царём Иудеи. Очень скоро он пригодился своему народу — в изгнании парфян, которые вторглись в царство. В одном из тяжёлых боёв, пишет Флавий, «царь (…) ринулся немедленно на выручку товарищей вперёд и стал рубить врагов; этим он вновь возбудил мужество своих людей и придал им отваги».
Нет нужды подробно рассматривать все свершения Ирода, лишь в общих чертах: он избавил страну от разбойников и опасностей на границе; он расширил владения Иудеи; поддерживал добрые отношения с соседями — Грецией, Сирией и Египтом, а самое главное — с Римом (Ирод носил даже имя рода Юлиев, рода Цезаря); он покровительствовал эллинистической культуре и стал почётным судьёй Олимпийских игр, он уважал греческую мудрость и римские законы, чтил иудейскую религиозность и успешно отстраивал иудейскую государственность, добился уважения прав иудейской диаспоры в разных частях Римской империи, и, наконец, прославился прекрасными строительными проектами (к примеру, Иродион и Иерусалимский Храм)…
Преуспел царь Иудеи и в экономике: он развивал сельское хозяйство и экспорт (бальзам, хна, зерно и масло), увеличил доходы казны и сделал их поступление стабильным. В случае бедствий Ирод поддерживал бедных, отменял часть налогов во время неурожаев. В 25 году до н. э. разразилась засуха, а за нею — чума. Чтобы подданные не гибли от голода, царь купил зерно в Египте и раздавал его в большом количестве. Это лишь один из примеров благотворительности Ирода.
Знаменитый историк Древнего Рима Теодор Моммзен, классик историографии, так писал об этом царе: «Всё, что может дать правительство: развитие природных ресурсов, помощь во время голода и других бедствий и (…) внутреннюю и внешнюю безопасность страны, — Ирод дал Иудее». И всё же многие, и особенно фанатичные зилоты, были недовольны Иродом: его приверженностью эллинизму и сотрудничеством с ненавистным Римом — врагом иудейской культуры и веры. Более всего грязи они вылили на этого правителя уже после его смерти, когда разрушили наследие Ирода и добились войны с империей (с понятными последствиями). На этой почве и могли в 1−2 вв. н. э. появиться сказания о психопатичном параноике, который убил 14 тысяч вифлеемских младенцев…
И всё-таки он детоубийца…
Как и все цари и императоры своей эпохи, Ирод умел быть жестоким — он казнил своих врагов и без раздумий подавлял волнения. Не обошлось без кровавых расправ и в семье самого Ирода, хотя на фоне Калигулы или Нерона, убившего собственную мать Агриппину (тоже убийцу), его жестокость сильно меркнет; да и вообще в Иудее больше ста лет убийства в правящих семьях были обычным делом. Само по себе это не оправдывает Ирода, но нельзя не учесть, что он часто становился жертвой придворных интриг, из которых не мог найти иного выхода или в которых не смог разобраться.
Ирод убил брата своей любимой жены Мариамны — красавца Аристобула. Юношу использовала в своих честолюбивых замыслах Александра, его мать и тёща царя. Когда появился серьёзный риск, что Аристобул её усилиями станет любимцем Марка Антония, от которого тогда зависело, кто занимает трон Иудеи, Ирод избавился от родственника — того «случайно» утопили в купальне во время игры, и тёще пришлось оставить надежду стать царской матерью.
Через какое-то время Ирод, который безумно любил и ревновал жену, велел Иосифу, мужу своей сестры Саломеи, следить за Мариамной, когда его нет в Иерусалиме (а если Ирод погибнет, убить Мариамну — да не достанется они никому!) Затея оказалась очень плохой. Саломея терпеть не могла жену брата, и когда Ирод вернулся, она обвинила своего же мужа Иосифа в совращении Мариамны. Этот её замысел почти сработал: Ирод едва заставил себя не убить жену. Иосифа же он казнил. В ходе разбирательств обнаружилось, что и Александра пыталась интриговать на почве этого скандала, и Ирод отправил тёщу в темницу.
После этого ещё один человек, Соэм, погиб из-за ревности Ирода к жене. А затем правитель казнил и саму Мариамну по ложному обвинению в измене и попытке его отравления (и здесь ключевую роль сыграла Саломея). По свидетельству Флавия, Ирод очень долго и искренне скорбел по жене и пережил на этом фоне какую-то тяжёлую болезнь; врачи думали, что ему недолго осталось…
Когда выросли сыновья Ирода (Антипатр от первого брака, Александр и Аристобул от Мариамны), то и они начали плести интриги друг против друга, думая лишь о том, кто унаследует трон. Их собственная глупость, неосторожность в высказываниях (а они любили покритиковать отца), а также болтливость и неуживчивость их жён сослужили им плохую службу. Всё это использовала против них та же Саломея, которая не желала возвышения детей ненавистной Мариамны. В общем, Ирод оказался в клубке ловких интриг, в которых сестра и придворные нарисовали перед ним такую картину: сыновья хотят отомстить за смерть матери и свергнуть его. Не упустил свой шанс и Антипатр, сын Ирода от первого брака (с Дорис). Честолюбивый и хитрый, он стал ещё одним деятельным врагом Александра и Аристобула.
Вся эта история длилась много лет — то дети помирятся с отцом, то вновь разгорится конфликт. Но в конечном счёте сыновья Мариамны не выдержали испытаний придворной жизни — они оказались слишком самонадеянны и беспечны. Ирод, который долгое время не позволял доносчикам настроить себя против детей, всё-таки поверил в заговор. Полетели головы тех, кто якобы замышлял зло против царя, придворные спешили донести друг на друга пораньше, чтобы не расстаться с жизнью и тем делали всё только хуже. Один из друзей Александра под пытками дал показания — Александр и Аристобул планируют убить отца на охоте. В отчаянии Александр пошёл на странный шаг — признался в заговоре, но заодно обвинил в причастности Саломею — чтобы и её утащить за собой в могилу. Можно представить, в какое психологическое состояние пришёл пожилой Ирод, который только одного и хотел — передать царство достойным наследникам и любящим сыновьям.
Флавий пишет, что эта ситуация привела Ирода на грань сумасшествия. Доносы, клевета, угрозы… Всё закончилось казнью сначала Александра и Аристобула (через удушение), а затем и Антипатра, который в отличие от младших братьев на самом деле составил против отца заговор — хотел его отравить и унаследовать трон. Последнего Ирод казнил за пять дней до собственной кончины — уже мучимый множеством болезней и чудовищными болями. Царство своё он разделил между младшими сыновьями, на которых не возлагал больших надежд — Антипой, Архелаем и Филиппом. Не лучшие получились правители…
Счастливый царь, несчастный отец — вот настоящий Ирод.
Историки П. Ричардсон и В. Вихнович пришли к выводу, что «рассказ об убийстве «невинных» отражает проблемы престолонаследия Ирода и казнь в этот период времени троих его сыновей; несомненно также стремление христианских авторов показать, что именно Иисус был истинным царём Израиля, сменившим «злого» Ирода». Так трое казнённых превратились в тысячи.