Позднее Средневековье: изменение общественного сознания
В 14−15 столетиях происходят заметные процессы изменения в сознании простого европейца, как правило, связанные с отношением к церкви. Заметно усилилась рефлексия в плоскости богословия, но и возросла популярность светских, а также гуманистических тем. Именно в этот период европеец стал воцерковлённым. Да и церковь, наконец, могла немного приспустить вожжи: христиане не видели необходимости массового отступления от религии.
Духовный мир человека позднего Средневековья развивался в двух направлениях. Осознание того, что «европеец = христианин» повлияло на тягу человека к познанию богословской науки и культуры. В тоже время появился интерес к изучению внешних проявлений мира: популярность натурфилософских тем породила ряд учебных заведений — философских школ, — которые позднее станут называться гуманистическими.
Таким образом, родились идеи Нового благочестия и ренессансная культура. Казалось, что два идейных течения противоречат друг другу. Но это не более чем заблуждение: гуманисты (в основной своей массе) были людьми очень верующими, но при этом обращали внимание на опыт Античности.
Новое благочестие: заметные перемены
15 столетие ознаменовало популярность идей Нового благочестия. Масса верующих начала задумываться о значении отдельных таинств и церковных норм. Такие страждущие постижения религиозного знания объединялись в общины, новые конгрегации. Усиливаются мистические переживания христиан. Европейский континент ещё не знал такого бума мистических откровений и произведений искусства на подобную тему.
Человек хотел приблизиться к Христу и скорее «постичь бога в сердце». С появлением книгопечатания произведения такого рода заполонили Европу: трактаты и проповеди гласили, что христианин просто обязан подражать Христу во всём. Растёт популярность Нового завета, а в 1427 году Фома Кемпийский пишет «О подражании Христу». Трактат монаха из Кемпена разлетелся огромным тиражом: в этом была заслуга подвижного шрифта, изобретённого Иоганном Гуттенбергом.
Но ещё веком ранее появились мистические трактаты, которые оказали влияние на сам процесс появления идей Нового благочестия. Английский схоласт Джон Уиклиф и немецкий мыслитель Иоганн Таулер сделали попытки выстроить теоретическую систему, в которой был возможен диалог верующего и Христа. В 15 столетии появляются новые монашеские конгрегации, суть которых сводилась к мистическому познанию бога. В данном случае следует вспомнить августинцев-еремитов. Эта монашеская община следовала уставу Бенедикта Нурсийского и заветам Августина Блаженного, но пристальное внимание обращали на индивидуальное благочестие.
Особое распространение общины августинцев получили на севере Франции, Германии и Голландии. Основатель конгрегации Герт Гроте в конце XIV столетия фактически оформил традиции духовного братства. Августинцы учили человека подражать Христу, объединять усилия для помощи страждущим. Члены общины заявили, что они живут новым благочестием — благочестием Христа. Отсюда и появилось название монашеской конгрегации, которая организовывала школы, богадельни и госпитали.
Культ также претерпел изменения: появлялись индивидуальные мессы, которые верующие заказывали для себя и своих близких в отдельных капеллах. Храмовые пространства в 14−15 столетиях заполняются капеллами, которые посвящались знатным семействам и их представителям. Отсюда и шаги к индивидуализации религиозного сознания европейца: он искал свой особый путь (в рамках церкви) к спасению.
Приближение 1500 года обострило апокалиптические переживания человека позднего Средневековья. Народная культура веры очень ярко отразила этот момент: проповеди на сельских площадях о Судном дне и покаянии были очень популярны в ту эпоху. Отличный пример — проповеди Джироламо Савонаролы. К тому же стала активно практиковаться борьба с нечистой силой — охота на ведьм. Дьявола хотели победить в земной жизни и уличить силы тьмы. В данном случае следует вспомнить процесс Жанны Д’Арк, чья жизнь находилась под пристальным изучением титулованных прелатов церкви. Покаяние становится залогом спасения христианина. Отсюда вполне объяснимым видится появление общин кающихся адорантов и акзольтантов, которые занимались самобичеванием.
Религиозное общество позднего Средневековья жило неспокойно. Церковь с этим явно не могла совладать: спрос на уровне пасторской деятельности не был удовлетворён. Институт не поспевал за общественным развитием и становился всё более оторванным от своей паствы. Высшие эшелоны церковной власти не считали нужным думать о таких проблемах внутри организации. Системный кризис церкви был очевиден.
Немецкий гуманизм: Эразм Роттердамский и влияние на Реформацию
Несмотря на бесспорно христианскую традицию, гуманизм шёл в сторону научного оформления своих целей и задач. Применение ученого инструментария к философским и этическим вопросам так или иначе привело гуманистов в плоскость богословских проблем. В этой связи одним из первых мыслителей был Эразм Роттердамский, который отразил в своих трудах противоречия христианского гуманизма.
Великолепный знаток античной культуры вывел формулу, которая гласила, что «разум оправдывает веру». Его главное произведение — «Оружие христианского воина» 1501 года. Именно в нем Эразм утверждает, что чем больше верующий знает, тем ближе он подходит к идее существования творца вселенной.
Но дальнейшие шаги «главного гуманиста» Северного Возрождения произвели заметный и очень противоречивый эффект в позднесредневековом обществе. В 1515 году Эразм Роттердамский опубликовал перевод Нового завета с греческого языка. По его мнению, «Вульгата» изобиловала ошибками и погрешностями. Перевод оказался популярен в среде интеллектуалов, церковь же, напротив, негативно отнеслась к нему.
Конфликт гуманистов и церкви был неизбежен: первые, будучи глубоко верующими людьми, противоречили доктрине вторых, применяя научные методы в богословских вопросах.
Со временем появились масса факторов, сделавших Реформацию возможной. В данной ситуации должны были появиться фигуры, которые предложили бы объяснение накопившихся проблем и противоречий религиозной жизни Европы. Именно таким человеком стал Мартин Лютер.