Но что же не так с Мадонной и причем здесь Александр II?
Царствование Александра II было временем многочисленных реформ и великих свершений, но мало кому известно о любви известного правителя к искусству.
Во время своего очередного визита в Италию, зимой 1838 - 1839 года, будущий император Александр II лично посетил популярного французского художника Жана Огюста Доминика Энгра, жившего в то время в Риме, и заказал у него картину с изображением Богоматери с потиром (чашей применяемой при освящении вина и принятии Причастия) в окружении в окружении святых покровителей (Николая Мирликийского и Александра Невского).
Созданная к 1841 году картина получила название «Мадонна перед чашей с причастием» или просто «Мадонна с чашей» и сразу же пришлась по душе будущему императору.
Для показа столь великолепного произведения российской публике в одном из дворцов Санкт-Петербурга картине даже было выделено отдельное помещение.
Но какова же была реакция людей увидевших Богоматерь, выполненную по заказу Александра?
Несмотря на все уважение к наследнику престола, этот шедевр Энгра стал воистину скандально известным. Русским людям был куда более привычен хорошо известный еще с православных икон образ Богородицы, а эта же Дева казалась не только явно странной и абсолютно неуместной, но даже и «творением богопротивным, чужим православному человеку».
Публика не только явно не поняла, но и не приняла картину.
Случился самый настоящий скандал, который, как это часто бывает, поскорей постарались замять.
На фоне неожиданных и крайне неприятных для Александра событий про самого художника, похоже, вообще забыли, в том числе и забыв ему заплатить (а скорей и вовсе не захотели).
Получить свои законно заработанные деньги Энгр смог лишь после значительных усилий, через третьих лиц и, разумеется, далеко не сразу.
По одной из достаточно распространенных версий, художник был столь оскорблен неуважением к своему труду, что вскоре не поленился создать целую серию своеобразных «клонов» картины, весьма схожих как по сюжету, так и композиции, однако без столь любимых Александром святых покровителей его семейства.
В заключении стоит отметить, что кроме явных католических черт и несомненной красоты самого образа, «Мадонна с чашей» примечательна еще и удивительной непропорциональностью: отступление от классической анатомии было далеко не редкостью для мастера и помимо явно удлиненных форм героиня обладает еще и пятью лишними позвонками.