Живописец мастерски умел подчеркивать достоинства моделей и сглаживать недостатки, сохраняя при этом портретное сходство героинь и погружая их в роскошь и светский блеск. Такое умение принесло Франсуа Винтерхальтеру громкую славу в великосветском обществе европейских государств.
"Дамы в течение месяцев ждут своей очереди, чтобы попасть в ателье Винтерхальтера, – констатировал Александр Дюма в 1859 году, – они записываются, они имеют свои порядковые номера и ждут – одна год, другая восемнадцать месяцев, третья два года. Наиболее титулованные имеют преимущества. Все дамы мечтают иметь в своем будуаре портрет, написанный Винтерхальтером".
К сожалению, немецкий живописец в России известен совсем небольшому кругу зрителей, невзирая на то, что в залах западноевропейского искусства Эрмитажа хранится достаточно не мало его работ. И, тем не менее, Винтерхальтер был одним из самых ведущих портретистов XIX века в Европе. Являясь придворным художником короля Луи-Филиппа, Наполеона III и императрицы Евгении, живописец писал так же портреты монархов и их семейств в Австрии, Бельгии и Англии.
Среди его многочисленных поклонниц была также Виктория (1819-1901) — королева Соединённого Королевства Великобритании и Ирландии. Однажды посетив ее дворец в Англии, Франц не единожды возвращался туда еще несколько раз, чтобы запечатлеть Викторию, и ее большое семейство. Только с царственных особ Великобритании мастер написал более 120 портретов.
Со временем Франц Ксавер, отточив свое мастерство портретиста, для ускорения темпов в работе над портретами уже не делал предварительных эскизов и набросков. На смену академическим приемам и скрупулезности, приходит свободный мазок в манере романтизма, что никоим образом не повлияло на уникальность и художественную ценность его произведений.
Писал превосходно художник и детей - маленьких ангелочков, наследников и наследниц правящих домов.
Портреты русских аристократок
Российская аристократия, бывавшая в Париже, также любила заказывать свои портреты у этого неподражаемого художника. Он написал целую галерею женских образов, которые в наши дни хранятся в Эрмитаже и в других известных музеях России.
Портрет Варвары Дмитриевны Римской-Корсаковой - самый известный портрет русской красавицы кисти Франца Ксавера, хранящийся ныне в Париже, в музее Орсэ. Именно в столице Франции Варвара Дмитриевна провела большую часть своей жизни, блистая и шокируя аристократическое общество Парижа своим эпатажем.
Несколько станиц из биографии художника
Франц Ксавер Винтерхальтер ( Franz Xaver Winterhalter 1805—1873) - немецкий живописец, один из самых востребованных портретистов середины XIX века. Его светская портретная живопись является единственной в своем роде галереей принцесс и аристократок практически всех стран Европы и России, в том числе.
Франц родился в 1805 году в маленькой деревушке Менценшванд (ныне часть города Санкт-Блазина, Германия). Франц - шестой по счету малыш, рожденный в семье Фиделя Винтерхальтера, фермера и производителя смолы, и его жены Евы Мейер, происходившей из старинного рода.
Начальной грамоте обучался в монастыре, а в 13-летнем возрасте едет в Фрайбург, где в студии Карла Людвига Шулера изучает основы рисования и литографии. В 18 лет поступает в Мюнхенскую академию художеств и проходит курс обучения в мастерской Петера Корнелиуса. Позже перебирается в Париж.
Талантливый мастер начинал свой творческий путь из сюжетных полотен, которые высоко ценились на выставках Парижского салона. Слава о его невероятном таланте быстро разошлась по всей Франции, и вскоре молодой художник становится придворным живописцем короля Луи-Филиппа, короля Франции, который доверил ему создание индивидуальных портретов своей многочисленной семьи. Франц Ксавье быстро заслужил репутацию не только модного художника, а и знатока династической и аристократической портретной живописи. Так как мастерски научился сочетать портретное сходство с едва уловимой лестью, а также воссоздавать царственную помпезность в живой современной манере. Громкая слава великолепного мастера портрета не заставила себя долго ждать. От богатых и влиятельных заказчиков уже не было отбоя.
Однако, невзирая на свою востребованность и популярность при монарших дворах и в аристократическом окружении, Франц Ксавье редко получал высокие похвалы за свои работы от серьезных европейских критиков. Критики, некогда восхвалявшие дебют молодого немецкого живописца на выставке в Салоне 1836 года, отгородились от него как от художника. Это обстоятельство угнетало мастера, но с этим он уже ничего поделать не мог. Однажды став заложником своей славы, он так и не сумел вырваться из круговорота, куда затянуло его мастерство портретиста. Сам же Франц, выполняя заказы в угоду монархам, некоторое время верил, что еще сможет вернуться к сюжетной живописи и вернет себе авторитет художника. Но, увы...
А с другой стороны художник достиг в области портретной живописи небывалых высот, разбогател, получил международную славу и покровительство царствующих особ. Не каждому это было дано.
Из-за болезни в последние два года жизни немецкий живописец писал очень мало. А во время очередной поездки во Франкфурт-на-Майне к заказчику, он заразился тифом и скоропостижно умер 68-летнем возрасте.