Как «Русские балеты» Дягилева покорили мир, чьи новаторские постановки вошли в историю искусства
591
просмотров
В конце 1800-х годов балет был второстепенным по сравнению с оперой и едва держался на плаву. Однако, когда наступил ХХ век, он подарил миру Сергея Дягилева и «Русские балеты». При «Русских балетах» художественная форма балета больше не была второстепенной. С 1909 по 1929 год они принесли миру невероятные театральные зрелища. Более ста лет спустя многие из этих спектаклей всё ещё ставятся и переделываются знаменитыми хореографами и аматорами.

«Русские балеты» - российская труппа, выступавшая в Париже и почти полностью состоявшая из обученных в России танцоров, хореографов и композиторов. В результате артисты привнесли русский фольклор и народный танец в западный балет. В дополнение к своему культурному происхождению, они принесли на балетную сцену современные художественные течения, такие как кубизм, а также потрясающие коллаборации и широкий спектр хореографических стилей. Под их влиянием балет больше не был скучным и однообразным, а наоборот – стал набирает всё больше и больше оборотов, достигая не бывалых высот.

Сильфиды

Сильфиды Слева направо: Михаил Фокин в костюме для балета «Пахита». \ Портрет Михаила Фокина, Валентин Серов, 1909 год.

«Сильфиды», произведение Мишеля Фокина, были одной из первых постановок из «Русских балетов». Более короткий и абстрактный, чем традиционные многоактные повествовательные балеты, «Сильфиды» были первым балетом без сюжета и длились всего один акт. Постановка отсылает к более ранним традициям, отражая костюмы романтической эпохи, танцевальные стили и темы, тем самым прокладывая путь к абстракции в танце.

Сильфиды, Русский балет, Монте-Карло

Сюжет балета вращается вокруг поэта, наслаждающегося романтическим вечером с группой нимф, или «сильфид». Тон балета довольно атмосферный, отражающий скорее романтическое настроение, чем линейный сюжет. Поставленный на музыку Шопена, балет запомнился как одно из самых фундаментальных произведений ХХ века. Сегодня эта постановка по-прежнему часто исполняется ведущими балетными труппами.

Полдень фавна

Полдень фавна Слева направо: Вацлав Нижинский в балете «Видение Розы», 1911 год. \ Вацлав Нижинский в роли Ваю в обновленной Николаем Легатом постановке балета «Талисман» Мариуса Петипа, Санкт-Петербург, 1910 год.

Произведение Нижинского «Полдень фавна» - одна из самых противоречивых пьес из «Русских балетов». Балет, поставленный по мотивам симфонической поэмы Клода Дебюсси «Прелюдия к послеполуденному времени фавна», посвящён мужской чувственности через призму мифологии. В оригинальном балете фавн, мифологическое существо, похожее на кентавра, наблюдает за эфирными нимфами в лесу. Как только нимфы обнаруживают фавна, они убегают. Однако одна из нимф оставляет после себя шарф. В конце десятиминутного балета фавн подбирает шарф, надевает на себя и придаётся плотским утехам, имитируя неземное удовольствие. Поскольку в то время откровенные изображения не были приняты, балет, естественно, стал центром довольно многих споров. Однако, в отличие от печально известного «Весна священная», первоначальная реакция на эту работу была более-менее нейтральной и спокойной. Некоторые считали эту постановку скотской и вульгарной, в то время как другие находили её оригинальной и увлекательной, пропитанной глубоким смыслом.

Вацлав Нижинский и Флор Реваллес, Полдень фавна, фотограф Карл Фишер Страсс, 1917 год.

Как и «Весна священная» Нижинского, «Полдень фавна» выдержал испытание временем. С момента первоначальной премьеры многие переосмыслили эту работу, в том числе известный американский хореограф Джером Роббинс. Самое главное, что сама работа коренным образом обновила танец, добавив новые хореографические движения в балетный репертуар, сосредоточив внимание на мужской роли и ещё больше укрепив абстракцию в танцевальном каноне.

Жар-птица

Жар-птица Слева направо: Мишель Фокин в 1914 году. \ Михаил и Вера Фокины в балете «Шахерезада», 1914 год.

«Жар-птица» Фокина, пожалуй, самое известное произведение из «Русских балетов». Поставленный на музыку Стравинского, балет основан на русской народной сказке о жар-птице. В сказке принц побеждает злого Кащея с помощью жар-птицы. Кащей околдовал королевство, включая тринадцать принцесс, в одну из которых влюблён принц Иван. Как только Жар-птица дарует принцу Ивану волшебное перо, он может спасти принцесс и разрушить чары.

Одно из первых произведений, созданных «Русскими балетами», этот балет навсегда изменил историю искусства, танца и музыки. «Жар-птица» стала первым большим успехом Стравинского как композитора и часто считается одним из первых современных музыкальных произведений. Навсегда закрепив свои имена в каноне современного искусства, Стравинский и «Русские балеты» в одночасье получили международную известность и признание после премьеры.

Слева направо: Михаил Фокин в роли Ивана-царевича и Тамара Карсавина в роли Жар-птицы в Жар-птице, 1910 год. \ Михаил Фокин в роли Ивана-царевича.

«Жар-птица» принесла на Запад свежие народные сказки, а вместе с ними и инновационную музыку, новые повествовательные инструменты и блестящую хореографию. С хореографической точки зрения у каждого персонажа был свой особый стиль костюма, движения и исполнения, и только один персонаж был на пуантах. Это привнесло новую стратегию в характеристику в балете и, таким образом, оживило повествовательный аспект балетного театра. Хотя Фокин создал много абстрактных балетов, он также перестроил и приукрасил балетные повествования с помощью таких произведений, как «Жар-птица».

Весна священная

Весна священная Танцовщицы из Священной весны, 1913 год.

«Les Sylphides» является противоположностью «Rite of Spring». «Весна священная» в хореографии Вацлава Нижинского - одна из самых знаковых работ «Русских балетов», хотя во время премьеры её отчаянно ненавидели и презирали. Вдохновлённая языческими традициями в России, картина изображает человеческое жертвоприношение; по сути, молодая женщина танцует до смерти во время весеннего ритуала. Поставленный на бурную партитуру Игоря Стравинского, «Весна священная» разрушил ожидания о том, каким должен быть балет. Когда его представили, парижская публика зашипела в ответ, вызвал бунт, и многие осудили пьесу как бесполезную демонстрацию.

Слева направо: Игорь Стравинский. \ Молодой Игорь Стравинский, 1910 год.

В то время зрители не понимали угловатого движения, резкой партитуры или языческих костюмов и тем. Тем не менее, «Rite of Spring» с тех пор пользуется довольно большой популярностью; хореографы переделывали пьесу более двухсот раз, включая легендарную версию Пины Бауш. Во многих отношениях «Весна священная» проложила путь к современному танцевальному театру, хотя в то время многие об этом не знали.

Парад

Парад Парад, Русские балеты, Дягилев, Париж, 1917 год.

«Parade», сотрудничество нескольких плодовитых художников, подготовило почву для кубизма и других форм искусства в танце. Созданный с использованием невероятных декораций Пабло Пикассо, сюжета Жана Кокто и изобретательной партитуры Эрика Сати, «Парад» - самое печально известное творческое сотрудничество балета.

Оригинальная программа с примечанием, написанным Жаном Кокто, гласит: «Сцена представляет собой воскресную ярмарку в Париже. Здесь есть передвижной театр, а три очереди Мюзик-холла используются в качестве Парада. Там есть китайский фокусник, американская девушка и пара акробатов. Три менеджера заняты рекламой шоу. Они пытаются, в своей самой грубой манере, побудить публику прийти и посмотреть развлечение внутри, но толпа осталась неубеждённой… Менеджеры предпринимают ещё одну попытку, но Театр остаётся пустым».

Слева направо: Жан Кокто. \ Жан Кокто, портрет работы Модильяни, 1916 год.

Согласно популярным интерпретациям, балет рассказывает о том, как индустриальная жизнь вступает в конфликт с творчеством и игрой. Фон, серый городской пейзаж, созданный Пикассо, контрастирует с ярко разодетыми цирковыми артистами, которые пытаются вытащить публику из серого города.

В то время как «Parade» запомнился своим совместным опытом, он также привнёс новые хореографические идеи в балет. Массин объединил акробатические элементы и движения пешеходов с более традиционными балетными па. Кроме того, балет касался очень реальных социальных дилемм, происходивших в то время, и был одним из первых балетов, который не был сосредоточен на прошлом. Продукт современного искусства, «Parade» привнёс настоящий момент на балетную сцену.

Ночи

Ночи Ночи, Театр Колон, Буэнос-Айрес, 1923 год.

Бронислава Нижинская, сестра Вацлава Нижинского, была единственной женщиной-хореографом в истории «Русского балета». В современной науке её считают ранней феминисткой. Будучи выдающимся хореографом и часто ошибочно воспринимаемым лидером балетного канона, Нижинская создала много революционных работ, посвящённых изменению гендерных ролей в 1920-х годах. «Ночи», в которых раскрывается романтика брака, часто считают её самой важной работой.

«Les Noces» — это одноактный балет, в котором основное внимание уделяется браку, в частности на то, как он влияет на эмоциональный мир и социальные роли женщин. Сюжет повествует о молодой женщине, переживающей свою свадьбу, суровое событие, изображаемое как потеря свободы. Поставленная на оригинальную партитуру Стравинского, диссонирующая музыка балета отражала настроение произведения, используя несколько фортепиано и поющий хор, а не гармоничный оркестр. Частично хореография взята из русских и польских народных танцевальных па. Сегодня эта работа всё ещё выполняется, сохраняя верность оригинальным темам Нижинской, одновременно развивая различные танцевальные техники русских балетов.

Аполлон

Аполлон Александра Данилова и Серж Лифарь, Аполлон.

«Аполлон» положил начало неоклассическому танцу. Придерживаясь неоклассических принципов, балет фокусируется на классических темах, таких как греко-римская мифология. Рассказывающий историю молодого Аполлона, балет представляет собой одноактное произведение, в котором три из девяти муз посещают молодого бога. Первая муза - Каллиопа, богиня поэзии; вторая муза - Полигимния, богиня любви; а третья и последняя муза - Терпсихора, богиня музыки и танца.

«Аполлон» принёс Баланчину международную славу, положил начало его неоклассическому стилю и стал свидетелем того, как он установил пожизненное партнерство со Стравинским. Кроме того, балет также символизировал возвращение к старым балетным традициям, которые «Русские балеты» отвергали и разрушали. Работа Джорджа отсылает к хореографу Мариусу Петипа, добавляя при этом свой собственный оригинальный стиль – например, синкопированные движения на пуантах и подъёмы странной формы.

Блудный сын

Блудный сын Джордж Баланчин - американский хореограф грузинского происхождения, положивший начало американскому балету и современному неоклассическому балетному искусству.

«Блудный сын», как и «Аполлон», возвращается к классическим темам. Открывая заключительный сезон «Русских балетов», балет также станет одной из его последних постановок. Через некоторое время после этого спектакля Баланчин переедет в Америку, чтобы основать Нью-Йоркский городской балет, привезя с собой эту работу.

Сюжет, основанный на библейской «Притче о блудном сыне», повествует о сыне, который покидает дом, чтобы исследовать мирские наслаждения. В балете сын в конце концов возвращается домой к отцу, опустошённый окружающим миром и извиняющийся. Параллельно прощению, которое Бог дарует человечеству, отец принимает своего сына с распростёртыми объятиями. Следовательно, балет следует за дугой искупления сына и исследует концепции предательства, горя и безусловной любви.

Блудный сын, 1929 год.

Балет получил высокую оценку за его вневременной посыл и инновационную, выразительную хореографию. По сравнению с другими темами в балетном жанре, темы, привнесённые «Блудным сыном» изображали широкий спектр сложной драмы, оставаясь при этом универсально доступными для многих зрителей. Сегодня она по-прежнему исполняется повсюду, в основном Нью-Йоркским городским балетом Баланчина.

Как последняя постановка «Русских балетов», «Блудный сын» навсегда закрепил место балета в истории. От начала и до конца балет привнёс в мир танца невероятные произведения и бросающую вызов жанру театральность, и «Блудный сын» стал идеальным примером. От «Жар-птицы» до «Блудного сына» «Русские балеты» запомнились революцией; и той революцией, которая пронеслась до самого Нью-Йорка благодаря Джорджу Баланчину.

В продолжение темы, читайте также о том, почему Илзе Лиепа - одна из красивейших балерин, так и не смогла стать счастливой в личной жизни.

Ваша реакция?


Мы думаем Вам понравится