Как Анну Багрянородную выдали за князя-язычника Владимира: скандальный мезальянс X века
0
843
просмотров
В X веке произошло событие, удивившее многих – состоялся брак правителя языческой страны с византийской принцессой.

Василий II и Константин VIII, совместно управлявшие самым богатым и развитым государством в Европе, сочли возможным отдать свою сестру Анну «Багрянородную» замуж за киевского князя-язычника Владимира. А сам князь, покрестившись, изменился до неузнаваемости и крестил свой народ. Его супруга стала его верной помощницей и единомышленницей. Именно благодаря усилиям этих двух людей Русь стала православной.

Когда появилась на свет византийская принцесса Анна и почему носила прозвище «Багрянородная»?

Когда появилась на свет византийская принцесса Анна и почему носила прозвище «Багрянородная»? Анна Византийская – дочь византийского императора Романа II и Феофано.

Византийская принцесса Анна появилась на свет в 963 году, за два дня до смерти своего отца императора Романа II. Её мать Феофано не происходила из знатного рода (предполагают, что её отцом был владелец харчевни, выходец из Армении), но была красивой и хитроумной. Причина смерти отца Анны осталась неизвестной, существует версия об отравлении императора (ему было всего 24 года), но кем и по какой причине, остаётся только догадываться.

Регентом при малолетнем наследнике престола Василии (старшем брате принцессы Анны) становится Феофано. Она вышла замуж за полководца Никифора Фоку и возвела его на трон. Но в 969 году с её помощью произошёл переворот, в результате которого к власти пришёл другой полководец – Иоанн Цимисхий, новый возлюбленный Феофано. Только жениться на ней он не захотел, более того – Феофано вместе с детьми провела 6 лет в изгнании. Иоанн Цимисхий, женившись на дочери Константина VII Феодоре (тётке Анны и её братьев), правил до 976 года.

После смерти Цимисхия власть перешла к старшему сыну Романа II и Феофано - Василию, изгнанники вернулись в столицу Византии. Два брата – Василий II и Константин VIII стали соправителями, что является большой редкостью в мировой истории и свидетельствует о развитости, просвещённости и благородстве обоих императоров. С этого момента принцесса Анна становится самой завидной невестой Европы.

Во многих письменных источниках, дошедших до нас из того времени, Анну называют «Багрянородной». Так называли детей правителя Ромейской империи, появившихся на свет в Порфирном, или иначе – Багряном зале императорского дворца, построенного при Константине Великом. Таких детей считали благословенными, ведь их родители являлись носителями божественной власти. Любопытная деталь: царственных младенцев пеленали шёлковыми тканями пурпурного цвета, для их изготовления использовали краситель из моллюсков-пурпурниц. Это технология была весьма дорогостоящей – 30 тысяч солидов за одну такую пелёнку (на современные деньги – около 6 тысяч долларов).

Завидная невеста, или почему византийский император предпочёл франкам язычника – русского князя Владимира?

Завидная невеста, или почему византийский император предпочёл франкам язычника – русского князя Владимира? Роберт II Благочестивый – король Франции из династии Капетингов, правивший в 996—1031 годах. Сын короля Гуго Капета и Аделаиды Аквитанской

Принцесса Анна – красивая, хорошо образованная, выросшая в дворцовой роскоши самого развитого и богатого государства X века, оставалась незамужней до своих двадцати пяти лет, несмотря на то, что её руки добивались многие европейские монархи. Кроме прочих, к Анне засылал сватов Гуго Капет — основатель французской династии Капетингов, желая женить на ней своего сына, но получил отказ. Причина этого достоверно неизвестна.

Сын Капета Роберт II был просвещённым молодым монархом, и вполне мог бы составить достойную партию принцессе Анне. Возможно, братьев Анны смутило, что на тот момент владениями отца Роберта II была территория вокруг Парижа (который, к слову, власть Гуго Капета не признавал, хотя он был помазан на престол).

Видимо Василий II и Константин VIII были дальновидными политиками, ведь Франция до конца XII века оставалась конгломератом независимых феодальных владений. Тем более казалось невероятным, чтобы Багрянородную отдали замуж за князя из варварской, языческой страны. Основной версией о причинах, побудивших Василия II и Константина VIII выдать свою сестру за киевского князя, является захват Херсонеса князем Владимиром и его обещание пойти на столицу Византии, если ему в жены не отдадут Анну. Братья не столько были напуганы намерениями князя Владимира, сколько сочли благоразумным и выгодным использовать успешного в военных делах русича для подавления внутреннего мятежа, организованного полководцем Вардой Фоком.

Владимир Святославич – князь новгородский (970—988), князь киевский (978—1015).

К тому же, дружина князя могла бы взять на себя защиту границ империи от набегов воинственных племён. Самому князю Владимиру этот брак давал возможность иметь союзнические отношения с богатым и влиятельным государством, каковым была Византия; поднимал его личный статус и помогал становлению Руси в качестве одной из европейских держав.

Таким образом, брак князя Владимира и Анны стал бы событием взаимовыгодным для обеих сторон.

Сватовство князя Владимира и условие принцессы Анны

Сватовство князя Владимира и условие принцессы Анны «Крещение великого князя Владимира в Корсуни». Художник Андрей Иванов.

Принцессу Анну перспектива выйти замуж за правителя языческой страны порадовать не могла. Она сравнивала своё замужество с пленом и говорила, что уж лучше ей умереть. Но она, как глубоко верующий человек, смирилась и согласилась выполнить волю братьев, однако выдвинула обязательное условие – князь Владимир должен покреститься. Это её условие соответствовало устремлениям государственного масштаба – влиять на соседние земли посредством миссионерской деятельности.

Несмотря на свою буйную натуру и привычку жить без самоограничения, которое подразумевалось в случае принятия христианства, он выполняет условие невесты.

Возможно, из-за внутренних колебаний князя перед самым приездом Анны на него напала слепота. Но византийская принцесса порекомендовала князю поскорее принять крещение, и тогда он вновь прозреет. Так и случилось. Этот факт потряс Владимира до глубины его души, как и многих из его окружения. С него спала не только физическая слепота – постепенно он прозрел духовно. Он, имевший несколько жён и 800 наложниц, ярый приверженец язычества, беспощадный воитель, в корне изменил свою жизнь: распустил гаремы, помогал бедным и больным, отменил телесные наказания и казни.

В княжеском дворе кормили неимущих людей, тем, кто не мог прийти, продукты доставляли в их дом. Боясь греха, он даже не мог наказывать преступников, на что ему возразили церковные иерархи – он обязан водворять порядок, наказание преступившего закон грехом не является. Имевший отношения с несколькими жёнами и множеством женщин разных национальностей, он был совершенно покорен своей умной, просвещённой и благородной жене. Владимир со всем усердием принимается за созидание новой – христианской державы. Именно такого, преображённого, князя Владимира будут называть Красным Солнышком.

Роль Анны Византийской в крещении Киевской Руси

Роль Анны Византийской в крещении Киевской Руси «Крещение Руси». Картина Виктора Михайловича Васнецова.

Византийская принцесса Анна Романовна была, вне всякого сомнения, выдающейся женщиной. Знатная, культурная, а самое главное – глубоко православная, она не ограничилась дворцовым бытом, но стала просветительницей языческой страны. На момент вступления в брак с князем Владимиром она была уже сложившейся личностью с высоким культурным и нравственным уровнем, поэтому оказывала на мужа самое благотворное влияние.

Пока Владимир крепкой рукой заставлял русичей отказаться от идолопоклонства, массово крестил людей в Киеве и по всей Руси, его супруга создавала первые школы для духовного просвещения, начала строительство Десятинного храма по византийскому образцу, а также большого дворцового комплекса рядом с ним. По просьбе Анны Романовны, византийское священство привозило книги, иконы, церковную утварь на русскую землю. В страну прибыли опытные архитекторы и искусные византийские мастера. Стараниями Анны Романовны было налажено обучение молодых священнослужителей. На смену небольшим деревянным церквям по всей Руси Владимир начал строительство больших каменных храмов.

Помимо просветительской деятельности принцессы Анны есть свидетельства того, что и по многим другим вопросам она давала советы своему мужу, к которым он прислушивался.

Ваша реакция?


Мы думаем Вам понравится