Как читать искусство: Сад земных наслаждений, Черный квадрат и еще 5 великих картин, и в чем их величие
530
просмотров
Разбираться в искусстве, как в современном, так и в более раннем, — умение полезное. Во-первых, это расширяет кругозор и делает тебя умнее. Во-вторых, ты сможешь отличить настоящий арт-объект от второсортного дерьма, выдаваемого за искусство. В третьих, таким образом можно блеснуть эрудицией. Собственно, чтобы помочь тебе убить сразу всех зайцев, мы проводим небольшой ликбез по наиболее знаменитым картинам и объясняем, что в них «эдакого».

1 «Мона Лиза», Леонардо да Винчи

1 «Мона Лиза», Леонардо да Винчи

Если ты думаешь, что этот великий портрет жены купца по фамилии Джокондо приобрел культовый статус относительно недавно, — ты очень сильно ошибаешься. Уже современники Леонардо крайне высоко оценивали «Мону Лизу» и ставили ее в ряд шедевров живописи.

Всё дело в том, что эта картина оказала колоссальное влияние на развитие культуры эпохи Ренессанса, причем как раннего, так и позднего. И современники, и более поздние эксперты заявляли, что «Мона Лиза» — идеальный образец портретного искусства, и всем художникам необходимо «всегда возвращаться к «Джоконде» как к образцу недосягаемому, но обязательному».

Эта картина настолько уникальна еще и потому, что впервые портрет встал в один ряд с представителями другого жанра живописи — пейзажа. Если повнимательнее разглядеть задний фон полотна, то там можно заметить величественный горный ландшафт. И вот она, сама фигура Моны Лизы, как бы сопоставляется по размерам горам — каменным гигантам. При этом на ее лице едва уловимая улыбка — свидетельство необычайной внутренней женской силы и уверенности в себе. Добавь сюда ее пронзительный взгляд, словно преследующий каждого смотрящего, куда бы он ни двигался, и получишь по-настоящему уникальное произведение. Так женщин не писал никто — ни до Леонардо, ни после.

2 «Рождение Венеры», Сандро Боттичелли

2 «Рождение Венеры», Сандро Боттичелли

Вообще, эпоха Кватроченто (еще одно название эпохи Возрождения) отличается от Античности смещением акцентов в сторону красоты мира человеческого, телесного. И как раз «Рождение Венеры» — один из ярчайших и наиболее выдающихся шедевров этого направления.

Сама картина является целым античным сюжетом. Богиня любви и красоты Венера рождается из морской пены, волны которой подгоняет находящийся слева Зефир — западный ветер, появляющийся весной. Справа на берегу с пурпурным плащом в руках, готовая сразу укутать новорожденную богиню, стоит Талло — пора весны и цветения. И пусть тебя не обманывает нагота Венеры: в эпоху Возрождения она считалась не знаком чувственного и плотского, а, напротив, олицетворением непорочности, целомудрия и небесной любви — высших добродетелей.

На самом деле каждую из картин Средневековья можно читать как книгу. В них каждая деталь имеет свое значение, и все загадки «Рождения Венеры» не разгаданы до сих пор.

3 «Сад земных наслаждений», Иероним Босх

3 «Сад земных наслаждений», Иероним Босх

Босх является, наверное, самым загадочным из всех художников Северного Возрождения. Сюжеты картин этого великого голландца невозможно спутать ни с какими другими — уж слишком самобытный почерк был у него. При жизни он считался благочестивым католиком, но существует несколько гипотез, выдвигаемых учеными, в частности Линдой Харрис, которые утверждают, что Босх был последователем катарской ереси, и до набожного христианина ему было далеко. Так это или нет — доподлинно неизвестно, но точно ясно одно: интеллекту художника можно только позавидовать.

Подтверждением этому служит самая знаменитая картина Иеронима — триптих «Сад земных наслаждений». Босх, по мнению Харрис, зашифровал в картине письмо потомкам, раскрывающее подробности его истинного мировоззрения. А сделал он это посредством многочисленных библейских отсылок.

На левой створке триптиха Босх изобразил райский сад Эдем в дни сотворения первых людей, когда ангельские души оказались в ловушке смертной плоти. В центре также располагается Эдем, но современный, где черти искушают бывших ангелов плотскими утехами, убеждая отдаться в руки телесности и чувствам, что никак не вяжется с аскетичными образцами христианства. Справа изображен ад, куда отправляются все те, кто поддался искушениям.

В Эдеме Иисус — антагонист Князя Тьмы — как бы предостерегает Адама от плотских искушений, символом которых выступает первая женщина Ева. Сова как раз один из обликов Князя Тьмы, наблюдающего, как люди раз за разом попадают в его ловушки и отдаются во власть похоти. Эти и многие другие сюжеты всё еще остаются зашифрованными и ждут разгадки, которая будет порождать еще много дискуссий. Настоящее искусство!

4 «Звездная ночь», Винсент Ван Гог

4 «Звездная ночь», Винсент Ван Гог

Наверное, самая знаменитая работа голландского постимпрессиониста. Как известно, импрессионизм — направление в живописи, для которого характерно чувственное восприятие художником окружающего мира. Впечатление, если упрощать. Надо сказать, что современники Ван Гога скептично относились не только к нему самому, но и ко всем импрессионистам в целом, считая их направление чем-то несерьезным, разлагающим чистое искусство, то есть декадентским.

Считалось, что импрессионизм — это занятие для небрежных людей, точно так же небрежно относящихся к природе и миру. Но критикам рубежа XIX–XX веков было сложно понять важность чувств и преломления мира сквозь личностное восприятие художника. Они не осознавали, что на их глазах рождалось совершенно новое искусство.

«Звездная ночь» — поздняя работа Ван Гога, которую он написал буквально за год до своей смерти, находясь на принудительном лечении в больнице для душевнобольных в Сен-Реми-де-Прованс. На ней изображен вид из окна палаты, в которой находился художник. Интерпретаций у картины масса. Одни считают, что яркими и густыми мазками Ван Гог показал невероятную близость к вечности, на пороге которой он находился в тот момент, и очарование космосом. Другие предполагают, что здесь есть отсылки к библейским мотивам, в частности к Откровению Иоанна Богослова. Как бы то ни было, одно можно сказать точно: искусство Ван Гога — одно из наиболее ярких и заметных явлений в относительно недавней истории живописи.

5 «Девятый вал», Иван Айвазовский

5 «Девятый вал», Иван Айвазовский

Понять, что Айвазовский — великий художник-маринист, очень просто. Достаточно прийти в Русский музей, что в Питере, и вживую посмотреть на это великолепие. Невероятная фактура красок создает эффект прозрачности морской воды, которого можно было добиться путем нанесения тончайших слоев краски друг на друга. Просто великолепная сила и мощь волн очаровывает настолько, что просто невозможно оторвать глаз.

В центре сюжета моряки, потерпевшие кораблекрушение, которые уцепились за обломок мачты и готовятся принять самый сильный удар — девятый вал. У мореплавателей было поверье, что именно девятая волна во время шторма — наиболее разрушительная, попросту смертоносная. И вот эти шестеро бедолаг, оказавшиеся на куске дерева посреди стихии, покорно ожидают своей участи, и неизвестно, выживут ли они. Теплые светлые тона в верхней половине полотна как бы настраивают на мысли о спасении, вселяют надежду. Но это не точно.

Вообще, «Девятый вал» — достаточно биографичная картина. В 1844 году Айвазовский сам попал в жуткий шторм, находясь на корабле в Бискайском заливе. Судно посчитали затонувшим, и газеты уже успели похоронить молодого художника, но обошлось. Определенно, при анализе произведения стоит учитывать этот факт.

6 «Последний день Помпеи», Карл Брюллов

6 «Последний день Помпеи», Карл Брюллов

Первоначально картина русского художника выставлялась в Италии, что неудивительно: именно там Брюллов ее и писал, вдохновившись путешествием к месту раскопок древнего города, погребенного под лавой Везувия. И, надо сказать, работа произвела настоящий фурор: Карла сравнивали с великими мастерами Ренессанса — Микеланджело, Рафаэлем, Тицианом. На родине художника даже прозвали Карл Великий.

Художник отмечал:

Нельзя пройти сии развалины, не почувствовав в себе какого-то совершенно нового чувства, заставляющего всё забыть, кроме ужасного происшествия с сим городом.



Опора на чувственность и отход от классических канонов живописи (два источника света: зеленоватый впереди и ярко-красный на заднем плане) заставляют относиться к Брюллову как к романтику. Но при этом композицию он выстраивает достаточно классически.

Падающие статуи античных богов, языческий священник, пытающийся спасти реликвии из храма, мертвая мать, на груди которой остается ее ребенок, — аллюзия на закат Античности. О зарождении христианской культуры говорит нам живой малыш и проповедник, смирившийся с участью и готовый отдать свою душу в руки Господу.

Кстати, Брюллов оставил потомкам небольшую загадку, можно даже назвать ее первой пасхалкой: на картине он изобразил самого себя. Попробуй найти.

7 «Чёрный квадрат», Казимир Малевич

7 «Чёрный квадрат», Казимир Малевич

Перейдем к недалекому прошлому — русскому авангарду. У Малевича есть целая серия супрематических картин. В неё, помимо «Черного квадрата», входит «Черный круг» и «Черный крест». К тому же художник создал несколько геометрических фигур других оттенков. Несмотря на кажущуюся простоту, «Черный квадрат» является одной из самых дискуссионных картин в мире.

По факту существует не один «квадрат» — их целых 4 штуки, и все они разные. Два хранятся в Третьяковке, третий — в Русском музее, четвертый — в Эрмитаже. Под одним из них покоятся еще две картины, которые Малевич благополучно закрасил. Если приглядеться, то можно заметить вспухшую и растрескавшуюся краску — это свидетельствует о слишком толстом слое, нанесенном на холст.

Супрематизм, как определял его сам Малевич, — это высшая форма изобразительного искусства, которое «не изображает, но повторяет», как бы раскрывая первооснову и суть вещей. Такой отказ от традиционной формы живописи призывает заглядывать в самые глубинные, потаенные и поэтому подлинные материи. Но это лишь одна из трактовок — с множеством других при желании можешь ознакомиться самостоятельно.

Ваша реакция?


Мы думаем Вам понравится