Европейские денди пользовались в высшем обществе несомненным авторитетом. Над ними никто не подшучивал, как над сегодняшними метросексуалами. Им подражали, к ним прислушивались, их боготворили. В Россию дендизм проник с Запада, а первым русским денди считается Пушкин и его детище - легендарный Евгений Онегин.
Новые высокомерные аристократы и философия дендизма
Золотая эпоха дендизма - 19 век. Законодателем этого течения считается англичанин Джордж Браммел. Он не просто отличался изысканным вкусом и смело одевался, но и демонстрировал в обществе величавую надменность, ледяную харизму и жесткую неприступность. Влияние Браммела на высший свет казалось колоссальным. Став фаворитом принца Уэльского, он имел доступ в самые изысканные компании и с удовольствием эпатировал публику. Очень быстро Браммел оброс личной армией поклонников и подражателей. В кругу лондонских денди выработался «кодекс чести». Первым условием являлась гордость под маской псевдовежливого цинизма. Не менее важным считались холодное обращение, эксцентричность и отточенные ироничные реплики по всякому поводу. Три кита дендистской философии звучали примерно так:
— не удивляться, но быть неожиданным;
— сохранять равнодушие и бесстрастие;
— не задерживаться дольше, чем того требует произвести впечатление.
Минимализм был главным в дендизме. Причем, у Пушкина денди не случайно лондонский. Британская сдержанная элегантность противопоставлялась стремлению французов к безудержной роскоши. Минималистская эстетика распространялась не только на внешний вид денди, но и касалась манер. Денди лаконично высказывались, сдержанно одевались и наносили максимально короткие визиты в высший свет. Кроме того, дендизм пропагандировал знание литературно-музыкальных тенденций, навыки владения седлом, фланирование по улицам города, посещение опер и балов. Часто среди денди встречались коллекционеры галстуков, часов, моноклей, вин и тростей.
В чем денди пытались перещеголять женщин
Денди, учитывая недешевый образ жизни, были из аристократов или творцов — художники, музыканты, писатели. Их внешняя эстетика главным образом сводилась к безупречному стилю: фрак, перчатки, шейный платок, подчеркивающий стать жилет. К слову, в тот период в Англии талиями ожесточенно мерялись вовсе не дамы. Быть обладателем самого тонкого стана считалось важным именно в обществе денди.
Чтобы смотреться на все сто, денди порой переодевались по нескольку раз в день. Белые рубахи и перчатки исчислялись в гардеробах десятками. Они не позволяли себе подавать даме руку в несвежей манжете. Но если еще на исходе 18 века мужчины едва ли не перещеголяли спутниц в вычурности нарядов, до денди 19 столетия оставили этот пафос в прошлом. Внешний вид скорее казался скромным — классические костюмы в сдержанных цветах. Но за внешней простотой стояла суть. Одежду для адептов аристократизма шили лучшие портные из самых ценных тканей. Идеально скроенной обязана была быть даже подкладка. А обувь сияла так, что в ней отражались белые перчатки.
Особо важной деталью считался жилет, который был единственным ярким акцентом в образе истинного денди. Ткань для него подбиралась особо прочная с ненавязчивым узором. Существовал в образе модников и культ шейного платка, который в ту эпоху заменял галстук. В британских книжных лавках пособия по завязыванию платков занимали целые полки. К большинству традиционных аксессуаров денди оставались равнодушны. Исключение составляли трость и карманные часы на цепочке. Что касается ювелирных изделий, то к ним модники относились скорее с презрением, считая, что драгоценности не украсят и без того достойного джентльмена.
Британский дендизм против русского
В первые десятилетия 19 века британский дендизм быстро позаимствовали заграничные франты. И русские не стали исключением. Несмотря на сходство в общих чертах отечественного денди с английским, внешний вид русского определили национальные черты. Франты Российской империи во многом разрушили принцип минимализма, демонстрируя свое благополучие и злоупотребляя драгоценными аксессуарами. Среди престижных в обществе русских модников деталей туалета – инкрустированная камнями булавка для жабо, дорогие часы и перстни на руках.
Если говорить о конкретных личностях, то первый в списке российских денди – Александр Пушкин. Александр Сергеевич, создатель легендарного литературного Онегина-денди, и сам славился холодной насмешливостью, изяществом образа, светским тщеславием и детальным вниманием к костюму. К франтам причисляли и знаменитого философа-либерала Петра Чаадаева. По свидетельству его друга Михаила Жихарева, искусство одеваться Петр возводил на уровень исторического значения.
Еще одна русская денди-особенность – стиль милитари, как сказали бы сегодня. На взгляд европейского франта, военный мундир подавлял индивидуальность. В русском же обществе, напротив, эта деталь одежды пользовалась особым уважением модников. Для русского мужчины мундир давал возможность уделять внимание внешнему виду, не теряя при этом мужественности. При этом забот с нарядом тоже хватало: форма была маркой, сковывала движения, требовала особой ловкости. Среди российских денди-военных выделялся гвардейский офицер Константин Булгаков, относившийся с особым вниманием к внешнему виду. Отличался на поприще модников и Иван Гончаров, визитной карточкой которого были серые с лампасами брюки, прюнелевые ботинки и скромные часы с брелоками на цепи. В своих очерках «Письма столичного друга к провинциальному жениху» он детально классифицировал русских модников. Уча устами главного героя читателя жить, автор призывал первым делом следить за внешностью, красиво преподносить себя в свете и сохранять высокий нравственный настрой.