Ассортимент доступных косметических средств значительно увеличивался по мере расширения торговых границ. И в результате притока богатств у женщин появлялось свободное время на красоту.
На вопрос как относились к косметике древнеримские женщины ответ вполне очевиден.
Но как же к ней относились мужчины?
Идеи красоты из покоренных народов, особенно греков и египтян, сильно повлияла на римские парадигмы. Однако, в отличие от своих восточных соседей, большинство римлян считало, что лишь «сохранение красоты» было приемлемым, а вовсе не «неестественное украшение».
К 1 веку н. э., несмотря на увеличение объемов своего макияжа, женщины все еще хотели выглядеть естественными так как это считалось признаком целомудрия.
Искусственность обозначала желание быть соблазнительной, что заставляло мужчин задаваться вопросом, для кого именно женщина пыталась казаться привлекательной.
Именно поэтому мужчины обычно считали использование косметики лживым и манипулятивным.
Весталкам (жрицам богини Весты) вообще запрещалось делать макияж, потому что они должны были выглядеть естественно, что символизировало их святость.
Нарушение запретов для весталок влекло за собой серьезные последствия так как это считалось неугодным богине Весте и город мог лишиться ее защиты.
Весталок наказывали бичеванием или избиением, которое проводилось в темноте и сквозь занавеску.
Удивительно, но все сохранившихся упоминания косметики были написаны именно мужчинами.
Считалось, что женщины, которые пользовались косметикой в избытке были безнравственными, вводящими в заблуждение и даже практиковали различные формы колдовства.
Использование духов рассматривалось мужчинами тоже весьма негативно, потому что они, как полагали представители сильного пола, маскируют запах секса и алкоголя.
Известный римский римский философ и поэт Луций Анней Сенека советовал добродетельным женщинам избегать косметических средств вовсе, так как он считал их использование частью упадка морали в Риме.
Его мнения придерживались и многие другие известные личности той эпохи.
В частности, Тертуллиан в своем сочинении «О женском убранстве» достаточно критически описывает женское пристрастие к косметике.
А по мнению Марциала, обилие макияжа не что иное, как признак старости которую неуместно хотят скрыть или обозначение принадлежности к «представительницам древнейшей профессии», развязного поведения и полной безнравственности.
Однако следует отметить, что уход за телом с использованием разнообразных масок для лица и других средств личной гигиены так же как и удаление женщинами волос с интимных частей тела считалось признаком хорошего тона.
Хотя не существует сохранившихся текстов, написанных женщинами с изложением отношения женщин к косметике, их широкое использование (подтвержденное серией археологических исследований) указывает на то, что косметические средства пользовались большое популярностью.
Однако приходом христианства, все более популяризировалась идея (среди представителей обоих полов) о том, что использование косметики и вовсе неуместно так как грех скрывать то, что дал Бог.
Многие косметические ингредиенты оставшиеся «не у дел» были использованы в качестве «целебных» микстур для лечения различных недомоганий.
С учетом часто входящих в состав свинца и других токсичных элементов, подобное решение было далеко не лучшим.