Как герои романа А Дюма «Три мушкетера» выглядели на самом деле
0
1
816
просмотров
Роман «Три мушкетера» известен и любим во всем мире. Одна из привлекательных черт этой книги заключается в том, что практически все главные действующие лица являются историческими личностями.

Известно, что Александр Дюма, приукрашивая и немного перевирая историю, все-таки обычно держался «близко к тексту» достоверных фактов. Так как почти все его герои принадлежали к верхушке знати XVII века, сегодня мы можем узнать вполне достоверно, как они выглядели на самом деле, благодаря сохранившимся портретам той эпохи.

Анна Австрийская

Анна Австрийская Анна Австрийская, портрет кисти Рубенса

Эпитет «Австрийская» достался дочери испанского короля Филиппа III в знак принадлежности к одной из влиятельнейших королевских династий - Габсбургов. О деталях семейной жизни королевской четы в знаменитом романе практически все правда. Этот династический брак был заключен, когда молодым исполнилось всего по 14 лет, и счастливым он не был. Правда, стоит отметить, что вина за это явно лежала не на одном Людовике XIII. Молодая Анна Австрийская не меньше супруга была склонна к изменам, интригам, и постоянно пыталась поддерживать Испанию, так что недовольство опытного политика Ришелье она вполне заслуживала.

Кстати, вот и портрет ее знаменитой подруги Мари Эме де Роган-Монбазон, герцогини де Шеврёз, которая действительно была удалена от королевского двора за множество политических интриг и преступлений, в числе которых было и потворство предполагаемой связи Анны Австрийской с герцогом Бэкингемом. Историки не считают этот роман историческим фактом. Скорее всего, Анна Австрийская отвергла поползновения английского сановника.

Неизвестный художник французской школы братьев Бобрун, портрет герцогини де Шеврёз

Людовик XIII Справедливый

Людовик XIII Справедливый Людовик XIII, портрет работы Филиппа де Шампенья

Ставший правителем в 8 лет, этот король не был для Франции выдающимся историческим лицом. О его дурном характере известно из многих исторических источников. Так, например, Франсуа де Ларошфуко в своих «Мемуарах» дает королю следующую характеристику:

«Король Людовик XIII... отличался слабым здоровьем, к тому же преждевременно подорванным чрезмерным увлечением охотой. Недомогания, которыми он страдал, усиливали в нем мрачное состояние духа и недостатки его характера: он был хмур, недоверчив, нелюдим; он и хотел, чтобы им руководили и в то же время с трудом переносил это.»

Но также сохранились сведения о большом музыкальном и драматическом таланте короля. С 3 лет он прекрасно играл на лютне, а позднее – на клавесине и охотничьем рожке. Людовик XIII замечательно пел, танцевал и придумывал костюмы для выступлений. Кстати, в том самом «Мерлезонском балете» звучала и его музыка, а сам он охотно играл благородные и гротескные роли в дворцовых постановках.

Жан-Арман дю Пейре, граф де Тревиль

Жан-Арман дю Пейре, граф де Тревиль Портрет графа де Тревиля, хранившийся в замке Труавиль

Судьба небогатого аристократа в первом поколении, покорившего Париж своими мужеством и верностью королю, в целом изложена в романе верно. С 1634 года он действительно являлся капитан-лейтенантом и фактическим командиром роты королевских мушкетеров, что для сына торговца оружием было просто невероятным везением.

Арман Жан дю Плесси, герцог де Ришелье

Арман Жан дю Плесси, герцог де Ришелье Герцог де Ришелье, портрет работы Филиппа де Шампеня

О достижениях и заслугах этого действительно видного государственного деятеля своего времени можно говорить очень долго. Сам Александр Дюма, выводя его на страницы романа как персонажа, противостоящего главным героям, отмечает талант и достоинства герцога де Ришелье и считает на тот момент его самым влиятельным лицом в королевстве. Уже после смерти великого кардинала один из его принципиальных противников Франсуа де Ларошфуко написал о нем чуть ли не хвалебную оду:

«Как бы ни радовались враги Кардинала, увидев, что пришел конец их гонениям, дальнейшее с несомненностью показало, что эта потеря нанесла существеннейший ущерб государству; и так как Кардинал дерзнул столь во многом изменить его форму, только он и мог бы успешно ее поддерживать, если бы его правление и его жизнь оказались более продолжительными. (…) Такое величие в его замыслах, такая ловкость в осуществлении их должны взять вверх над злопамятством частных лиц и превознести его память хвалою, которую она по справедливости заслужила».

Люси Хей, графиня Карлайл

Люси Хей, графиня Карлайл Портрет Люси Хей работы А. Ван Дейка

Именно эта придворная дама и камер-фрейлина королевы Англии считается одним из достоверных прототипов леди Винтер в романе Дюма. Современники восхищались ее красотой и остроумием, и знаменитые английские поэты той эпохи не раз воспевали в стихах этот милый образ. Впрочем, при любом королевском дворе простушки и блюстительницы морали явно не выбивались наверх, и графиня Люси не была исключением. Она принимала участие во многих политических интригах и была любовницей нескольких видных английских деятелей, первого министра Англии герцога Бекингема – в том числе. Правда, он вскоре ее бросил, и раздосадованная аристократка стала в отместку агентом и шпионом кардинала Ришелье.

Джордж Вильерс, 1-й герцог Бекингем

Джордж Вильерс, 1-й герцог Бекингем Питер Пауль Рубенс, портрет герцога Бекингема

Этот знаменитый покоритель женских сердец действительно предстает на портрете кисти Рубенса весьма интересным мужчиной. Современная толерантность и стремление к объективности заставляют упомянуть еще один исторический факт, о котором Александр Дюма умолчал. Дело в том, что этот замечательный общественный деятель покорял сердца не только дам. Его стремительный карьерный рост из небогатого дворянина в первого сановника королевства и фактически правителя страны объясняется горячей страстью короля Якова I. Об этой связи существует множество свидетельств, в том числе и откровенные письма престарелого монарха. После смерти одного короля герцог Бекингем становится фаворитом его преемника Карла I, однако теперь уже, судя по всему, на дружеской основе.

Историки оценивают значимость правления этого государственного деятеля крайне негативно – результатом стали несколько провальных военных кампаний, опустевшая казна и ненависть народа. Поэтому его гибель от рук бывшего военного, обиженного на герцога, с точки зрения современников была достаточно закономерным финалом. Английский офицер Джон Фелтон дважды был представляем к должности ротного командира, но оба раза получил отказ. Тогда он подал прошение Бекингему, где говорил, что не может жить без чина капитана. Герцог ответил, что в таком случае может приказать его повесить. Фелтон же купил в лавке нож за 10 пенсов, проник в прихожую штаба герцога и, улучив момент, ударил его ножом в грудь. После этого он сам отдался в руки правосудия и был приговорен к смертной казни.

Д’Артаньян и три мушкетера

Четверо главных героев знаменитого романа являются также историческими личностями и действительно каждый из них в разное время служил в королевской роте мушкетеров. Известно, что де Тревиль при наборе в роту предпочитал своих земляков, беарнских и гасконских дворян, в числе которых были его дальние родственники - Анри д’Арамиц и Арман д’Атос, а также Исаак де Порто и Шарль де Батц де Кастельмор, который под именем д’Артаньян сделал блестящую карьеру и позднее возглавил роту мушкетеров при следующем короле - Людовике XIV. К сожалению, их достоверных портретов не сохранилось, кроме нескольких предполагаемых изображений д’Артаньяна.

Возможные изображения д’Артаньяна: с фронтлиста «Мемуаров…» Куртиля и фрагмент картины Адама Франса ван дер Мейлен
Скульптура, изготовленная Зурабом Церетели в подарок господину Монтескье, потомку рода Д’Артаньяна (г. Кондом)

На главной площади города Кондом, который считается мушкетерской столицей Гаскони, установлен памятник героям романа Дюма. Приятно, что эти бронзовые мушкетеры имеют портретное сходство с кинематографическими образами, известными нам с детства.

Ваша реакция?


Мы думаем Вам понравится