Как провинциальный «старец» смог завоевать успех среди VIP-дам Петербурга?
Григорий Распутин рано женился. Его жена Прасковья была хорошей женщиной, растила детей, несла все тяготы крестьянской жизни на своих плечах. Сам же Григорий был, что называется, широкой натурой – плясать, драться и любить вполсилы не умел. Никогда в своей жизни не имел привязанности к деньгам или удобствам.
Но вот опорой своему отцу и жене он так и не стал, как и крепким хозяйственником. С ним что-то произошло. Он вдруг сильно переменился, был в постоянном поиске смысла жизни, пытался понять, что нужно делать, чтобы в ней присутствовал Бог. Он бросал семью и странствовал по святым местам и не только в России – побывал и в Иерусалиме, и на Афоне. Был трудником при монастырях. Нет, семью он любил и заботился о ней, когда периодически возвращался домой. Но им двигало неодолимое желание постичь своё назначение, он чувствовал острую неудовлетворённость от обыденной жизни. Видимо, он искренне любил Бога, не на пустом же месте появился у него дар исцелять и предсказывать. Но в нем, как в истинно русском человеке, все было чересчур. Тот вечный маятник, качающийся от плюса к минусу, который есть внутри каждого из нас, у него имел большую амплитуду. По своей искренней вере и любви к человеку в светлые свои минуты он переживал ощущение близости Бога.
Но когда его одолевали страсти, он уходил в разгул, то за этим следовало состояние богооставленности, острое желание глубокого покаяния. Такой порядок вещей он даже потом проповедовал – без греха нет покаяния. Безусловно, Распутин был личностью незаурядной, но на заре его исканий ему не встретился духовный наставник, «водитель». Поэтому он шёл так, как мог, пытаясь постичь истину методом проб и ошибок.
Постепенно слухи о его способности исцелять и предсказывать важные события в жизни людей дошли и до светского общества. Мистицизм был тогда в моде, особенно среди экзальтированных салонных барышень, которые не могли пройти мимо такого явления. Ведь кто-то искал духовности, а кому-то нужны были чудеса и видимость духовной жизни или игра в неё. Вот и получал каждый от Распутина то, что искал. Вскоре он стал известен и популярен в самых высоких кругах Петербурга.
Фаворит императрицы: имел ли Распутин любовную связь с Александрой Фёдоровной?
Александре Фёдоровне, супруге императора Николая II, о «старце» Григории рассказала её фрейлина и самый близкий к ней человек – Анна Вырубова. Александра Фёдоровна была к тому времени совершенно измучена болезнью сына Алексея и постоянной тревогой за него. Он унаследовал свойственную её роду болезнь – гемофилию. Медицина была бессильна перед этим заболеванием, сохранялась постоянная угроза жизни наследника. И тут возникает из ниоткуда человек, который решает главную проблему семьи – помогает их сыну, неоднократно спасает его от смерти.
Помощь от него получала и сама Александра Фёдоровна, у которой наблюдалось истощение нервной системы. Распутин становится для царственной семьи важным человеком. Но кроме глубокого чувства благодарности и почитания, Александра Фёдоровна ничего больше не испытывала к нему. Император Николай и его супруга всю жизнь до самой кончины любили друг друга и были образцовыми супругами. Отношение самого императора к Распутину можно характеризовать, как благожелательное. Вот его отзыв о нем в разговоре с председателем Государственной думы М. В. Родзянко: «Он хороший, простой русский человек. В моменты сомнений и душевной тревоги я люблю с ним беседовать, и после такой беседы мне всегда на душе делается легко и спокойно».
Несмотря на это, император не считал возможным вмешивать «старца» в политику, останавливал супругу, когда та пыталась передать ему мнение Распутина по поводу какого-то важного политического решения или назначения на высокую государственную должность. К сожалению, император не прислушался к действительно дельному его совету не начинать войну в 1914 году. Неоднозначность впечатлений от личности Григория Распутина в сочетании с широкой известностью были причиной того, что многие верили дурным слухам о нем и о его взаимоотношениях с царской семьёй.
«Радения» и «святая святых» Распутина
Безусловно, Распутин был личностью незаурядной. Оказавшись в столице, он быстро стал популярным. Вырубова отмечала, что различного рода проходимцы пользовались его доверчивостью, заводили с ним дружбу из корыстных побуждений. От общения с ними он терял свой духовный настрой, начинал спиваться и нравственно опускаться, ударяясь в пьяные кутежи и дебоши.
Распутин многих принимал у себя, многим помогал, и не только целительством и предсказаниями, но и материально. Деньги не задерживались у него в руках. Харизматичный, решительный, прямой – он притягивал светских женщин, был для них экзотикой.
Рассказывают о его методе «очищать от греха» дамочек в бане. Но есть и другие воспоминания, как, к примеру, одной из его больших почитательниц – Любови Валериановны Головиной. Она считала, что не стоит обращать внимание на эти разговоры о его недопустимом обращении с женщинами, важнее видеть и брать от него его дарования – прозорливость, дар утешения в сложных жизненных ситуациях. Тем более, что в отношении неё и её дочерей Григорий Распутин держал себя подобающим образом.
Распутина подозревали в связях с сектой хлыстов. Учитывая экспериментальный характер его поисков духовности, могло случиться так, что он попытался заглянуть за тайную завесу этой организации. Но точно в ней не задержался, так как любил Православие, хотя многое понимал в нем по-своему.
Как священнослужители пытались остановить Распутина и как после этого складывалась их судьба
Митрополит Вениамин Федченков очень точно объяснил, почему в принципе стали возможными взлёт Распутина и огромный спрос на него: «Как-то все у нас опреснилось, мы (духовенство) перестали быть солью земли и светом мира. Нисколько не удивляло меня ни тогда, ни теперь, что мы никого не увлекали за собою: как мы могли зажигать души, когда не горели сами?! И вдруг, появляется горящий факел. Какого он духа, качества, мы не хотели, да и не умели разбираться». По его мнению, начался процесс духовного охлаждения со времён Петра I. После него, отделившего веру от государства, отношения царей с духовенством остались надорванными, хоть они и не были безбожниками. Церковь перестала для людей быть утешительницей и учительницей. В высших кругах не ведали религиозного воодушевления (откуда и метания в мистику, спиритизм, оккультизм).
Поначалу многие из иерархов церкви, видя такое горение и рвение Григория Распутина в духовной жизни, относились к нему достаточно благосклонно. Но по мере распространения о нем дурных слухов и свидетельств о его «личной жизни», от него многие отошли и пытались объяснить происходящее императору и его супруге. Но «старец» был сильнее их - духовное лицо, заявляющее о недопустимости такой близости к императорской семье Григория Распутина, лишались своих мест и ссылались в более отдалённые от столицы епархии.