Предлагаем окунуться в прошлое и подумать над тем, как на классическую книгу Шелли повлияли русская баронесса, голод «года без лета» и самое мощное в истории человечества извержение вулкана.
«Годом без лета» в Европе принято называть 1816-ый, хотя для некоторых других частей света таковым был еще и предыдущий. Согласно исследованиям, начатым в двадцатых годах XX века физиком и климатологом Уильямом Хамфрейсом, причиной суровейших изменений климата в северном полушарии тогда послужило извержение вулкана Тамбора на индонезийском острове Сумбава.
Известно, что вулкан начал проявлять активность еще в1812 году. Тогда на Сумбаве и близлежащих островах хозяйничали британскиевойска, которые пытались не допустить на них французов, недавно захватившихНидерланды. Индонезия, частью которой является Сумбава, до этого входила всостав Голландской Ост-Индии, а значит, теперь она стала входить и в сферуинтересов наполеоновской армии, с чем была в корне не согласна английскаяадминистрация. Всю эту вакханалию со стороны англичан возглавлял сэр ТомасСтэмфорд Раффлз, оставивший бесценные дневники не только о ходе войны, но и обизвержении Тамборы в 1815 году:
Первые взрывы были слышны на этом острове вечером пятого апреля, — они были слышны во всех поселках и продолжались с интервалами до следующего дня. Шум повсюду приняли за пушечные выстрелы, так что войска выступили из Джокьякарты, полагая, что на соседний пост совершено нападение, а вдоль побережья были направлены лодки в поисках судна, возможно терпящего бедствие.
Мемуары Раффлза.
Взрывы вулкана были настолько мощными, что их отзвукислышались за две с половиной тысячи километров от Тамборы. Страшная канонадараздавалась вплоть до вечера одиннадцатого апреля, но к тому времени англичане ужеуспели эвакуироваться на соседние острова.
В спешке покидавшим Сумбаву солдатам с кораблейоткрылась столь чудовищная картина, что они вмиг забыли о распрях с французами —все небо покрывала черная пелена, сквозь которую на огромной высоте был виденстолб огня, выраставший из чрева вулкана.
Кромешная тьма стояла на протяжении нескольких дней, а земля ходила ходуном, но настоящий кошмар был в деревнях, располагавшихся неподалеку от Тамборы. Как писал лейтенант Филипс, позже отправленный Раффлзом на Сумбаву для проверки, вокруг были лишь «останки трупов, почти полностью опустевшие деревни и разрушенные дома, а оставшиеся в живых рассеялись в поисках пищи». Но Филипс увидел только часть разорений.
Лишь в 2004 году археологам удалось пробиться через трехметровый слой отложений в непосредственной близости от вулкана, где они нашли поселения, которые были названы Восточными Помпеями — как и в легендарном древнеримском городе тела сотен людей здесь остались в тех же положениях, в каких их сковала внезапная смерть.
Всего, по подсчетам ученых, из-за пирокластических потоков, цунами, дальнейших неурожаев и болезней на Сумбаве и ближайших островах погибло около 71 000 человек, и это только верхушка айсберга.
Общая энергия, выделившаяся при извержении Тамборы, равняется взрыву примерно 800 мегатонн тротила — принято считать, что это извержение было самым крупным в истории человечества. Оно выбросило в воздух такую огромную массу пепла и других материалов, что в северном полушарии начались сильные климатические изменения. Средняя температура на планете упала на полградуса, что привело к первой задокументированной «вулканической зиме».
До Европы и Северной Америки беда дошла лишь в 1816 году, хотя на северо-востоке США еще летом 1815-го был зафиксирован странный красный туман (сульфатная аэрозоль), который не могли разогнать ни ветры, ни осадки. В июне шестнадцатого года в штате Коннектикут начались сильные заморозки, вызванные необычным для этих широт холодным фронтом, а в штате Мэн вообще выпал снег — и такая погода держалась все лето.
Европу холода тоже не обошли стороной. Под удар попали Германия, Великобритания, Франция и другие державы, еще не до конца оправившиеся после наполеоновских войн. Если и сегодня, в эпоху технологически развитой аграрной культуры, температурные скачки серьезно бьют по сельскому хозяйству стран первого мира, то что говорить о тех временах — заморозки «года без лета» не только оставили миллионы людей без урожая, но и внесли серьезные коррективы в дальнейшее развитие человечества.
До того подобное происходило лишь после извержения перуанского вулкана Уайнапутина в 1600 году. Как пример, тогда изменения климата привели к Великому голоду в России, усугубленному экономическим и политическим кризисом Смутного времени. Но и двести лет спустя обстановка в мировых столицах была не лучше, чем в Москве времен Бориса Годунова — люди ели что придется, в городах и селах процветали грабежи и мародерство, а ушлые торговцы делали на несчастных людях деньги, завышая цены на подгнившее продовольствие.
Повсюду люди бежали от голодной смерти на новые места, но там их ждали только ненависть жителей, да дубинки жандармов.
Голод и нищета вызывали эпидемии тифа, особенно сильно ударившие по югу Европы и Средиземноморью, но, поскольку извержение Тамборы повлияло на устойчивость индийских муссонов, то и в Азии дела обстояли не лучше — в регионе также свирепствовали голод, холера и беспорядки. Некоторые ученые видят в извержении вулкана даже косвенную причину Опиумных войн в Китае. Якобы именно из-за плохих урожаев риса китайцы были вынуждены выстраивать экономику вокруг опиумного мака.
Но «год без лета» повлиял не только на экономику и социальную обстановку в нескольких регионах планеты, он изменил и европейскую культуру. Те же картины Уильяма Тернера стали ценнейшим свидетельством происходившего — его закатные пейзажи, изобилующие желтым цветом, говорят о повышенном содержании в воздухе оксида серы и прочих продуктов вулканической жизнедеятельности. Однако главным произведением, в полной мере передающим дух безнадеги той эпохи, является книга «Франкенштейн, или Современный Прометей» Мэри Шелли — роман не просто о неприятии другого или боязни перед индустриализацией, но и срез точнейших образов «года без лета», в котором быть монстром стало нормой.
Летом 1816 года Мэри Шелли в компании супруга ПерсиБиши Шелли, лорда Джорджа Байрона и Джона Полидори отдыхала на вилле Диодати вШвейцарских Альпах. Из-за непогоды, причины которой тогда были неизвестны, онине могли выбираться на природу, а поэтому коротали деньки в доме, слушали унылыезавывания ветра за окнами и сочиняли разные истории. Естественно, главнымразвлечением стали страшные рассказы, которыми писатели принялись щекотать другдругу нервы.
К примеру, Джон Полидори написал рассказ «Вампир»,ставший в итоге одним из первых литературных произведений о богомерзких кровососах.А Мэри Шелли, вдохновившись образом из сновидения, сделала первые наброскиромана «Франкенштейн, или Современный Прометей». В них она описала чудовище, созданноеалхимиком Виктором Франкенштейном (писательница назвала его в честь одноименногонемецкого замка в горах Оденвальд), которое в итоге убивает своего создателя искрывается в неизвестности.
В качестве страшилки «Франкенштейн» работал отлично,однако в виде полноценного романа это шутливое упражнение ума было издано лишьчерез два года после того, как Шелли и сотоварищи вернулись из Швейцарии домой.Причиной этого стали не только проволочки с финальной редактурой, но и поменявшийсяв связи с «годом без лета» контекст книги.
Сама идея о монстре, состоящего из кусков мертвых тел разных людей, родилась из бесед у камина о новомодной тогда «гальванизации» и ее почти безграничных возможностях, в том числе и в оживлении покойников. Однако концепция «Франкенштейна» несколько изменилась после того, как Шелли узнала об истории баронессы Варвары Юлии фон Крюденер.
Фон Крюденер была известной писательницей и филантропом своего времени. Ее религиозные воззрения, густо замешанные на идеях единения всех христиан в мире и мистике, в 1816 году были как никогда востребованными. На улицах бродили массы обездоленных, нуждавшихся в еде и словах поддержки, поэтому для баронессы Европа стала идеальным местом для проповеди. Она ездила по крупнейшим городам, несла людям «свет истинной веры», бесплатно (а вернее, за счет солидных жертвователей) кормила бедняков и имела такое влияние, что за ней в прямом смысле шли толпы. Что и говорить, если сам царь Александр I в какой-то момент приблизил ее к себе как мудрого советника, владеющего некими потусторонними знаниями.
Естественно, европейским властям это не нравилось. Они полагали, что фон Крюденер подачками собирает вокруг себя паству из страдающей бедноты и плетет тем самым какие-то свои политические интриги. Но не нравилась деятельность баронессы и простым людям, жившим в городах, куда та прибывала со своим «войском голодных ртов». Члены ее паствы промышляли воровством и прочими непотребствами, да и заразу разносили — местных это настолько раздражало, что лагеря фон Крюденер частенько сжигали дотла. Но беднякам, больше всего пострадавшим от неурожая «года без лета», было некуда деваться. Они либо были вынуждены идти за баронессой, либо могли ложиться умирать в ближайшей канаве — третьего не дано. Однако в какой-то момент им все-таки пришлось оставить фон Крюденер. В 1818 году ей мягко указали на то, что пора бы возвращаться домой в Россию, и баронесса уехала, испугавшись перспективы оказаться в тюрьме.
Эффектность образа фон Крюденер была так велика, что он неизбежно отпечатался в романе Шелли — сюжет «Франкенштейна», между прочим, начинается в России. Но на роман повлияли и многие другие образы, витавшие в воздухе в «год без лета». Например, идея о том, что одержимого человека могут так сильно ненавидеть за помощь другим. Виктор Франкенштейн предстает в романе не только ретивым безумцем, готовым перешагнуть через любые этические нормы для достижения своих целей, но и своего рода мессией, готовым отдать все ради того, чтобы вдохнуть жизнь в ткань голодного, мертвого мира. А причина одна — потому что бог с этим не справляется.
Франкенштейна ненавидят за то, что он смог создать лишь нечто совершенно уродливое — как ненавидели фон Крюденер и ее коммуну нищих оборванцев. При этом во «Франкенштейне» Шелли не выставляет толпу, ощетинившуюся вилами против монстра, простыми деревенскими дурачками. Эти люди в романе не просто боятся чего-то неведомого из-за безрассудных суеверий. Они являются точнейшим оттиском того чувства, которое бытовало в массах в «год без лета», — если они допустят, чтобы рядом с ними жило чудовище Франкенштейна или фон Крюденер, они банально рискуют собственной жизнью и жизнью своих семей.
Таким образом, все в романе являются своего рода монстрами,и это не просто дань моде готических «ужастиков». Виктор Франкенштейн хочет искоренитьнесправедливые условия жизни, но терпит крах — он отступает от своей идеи, когдапонимает, что мир в результате будет населен лишь ходячей мертвечиной. Он нехочет быть монстром, но таковым его делает дерзость и неспособность трезво оцениватьрезультаты своих поступков,
Чудовище действует по наитию — его толкают на убийстваи разорения не осознанные решения, а импульсы, поскольку существо никто никогдаи не пытался учить, как же нужно жить. Монстром его делают обстоятельства и «недоделанность»,а не злая воля.
Другие персонажи в романе являются либо частьюозлобленной толпы, либо случайными жертвами чудовища. Но и они монстры, потомучто страшное бытие формирует их столь же страшное сознание — они банально рискуютпропасть, если будут радушными и добрыми, а поэтому вынуждены ожесточить сердцадля выживания.
Разумеется, при этом в романе есть и критикаиндустриализации, и обсуждение кризиса бога-творца в европейской культуре, имного чего еще. Но в контексте окружавшей Шелли действительности не следуетзабывать и о том, что «Франкенштейн, или Современный Прометей» является слепкомэпохи, когда отчаяние, злобу и смерть в наш мир исторг огромный вулкан Тамбора,превративший 1816 год в «год без лета».