Как проходила благотворительность в царской России
0
0
1,038
просмотров
Благотворительность – прекрасное явление нашего мира, связанное с бескорыстной (чаще всего) помощью нуждающимся людям. А как с этим обстояли дела в Российской Империи и было ли принято жертвовать материальные ценности ради блага других людей?

Предпосылки

На главный вопрос статьи можно сразу смело давать положительный ответ: да, благотворительность была широко распространена и во времена Киевской Руси, и в более поздние периоды истории. Вот только причины для подобных актов были зачастую далеки от чистого бескорыстия и стремления помочь. Разберемся, как это возможно.

Традиция жертвования денег и других материальных ценностей на обделенных судьбой берет свое начало с приходом на Русь христианства. Многие люди делали взносы в храмы и монастыри с целью «задобрить» Бога и получить отпущение грехов. Это можно сравнить с языческими жертвоприношениями или покупкой индульгенций в Европе.

Но какие бы цели ни преследовали дарители, церковь распоряжалась средствами в благих целях: спонсировала дома призрения сирот, строительство больниц, помощь обделенным и так далее. Нужно, конечно, признать и то, что изрядная доля средств шла на строительство новых храмов или реставрацию имевшихся.

Купечество

Какие же слои населения России чаще всего делали взносы на благотворительность? До реформ Александра II большие суммы поступали от дворян. Но после преобразований 1861 года многие из них сами лишились своих привилегий и средств. Интеллигенция и вовсе не имела денег на подобные цели. Поэтому основная доля материальных пожертвований стала поступать со стороны купеческого сословия.

Многие московские купцы, например, Алексеевы, Морозовы и Третьяковы вносили большие суммы на сиротские дома, богадельни, больницы, училища. В частности, в 1802 году была открыта Голицынская больница, предназначенная специально для бедных слоев населения. Князь Голицын перед смертью завещал на содержание больницы 850 000 рублей, плюс доходы от своих поместий.

Причины

Причины

Какие же причины побуждали купцов столь отважно жертвовать крупные суммы? Стоит признать, что мотивы людей, опять же, нередко были далеки от бескорыстных.

Первая причина – уже упомянутые религиозные соображения и стремление заслужить Божью милость прижизненными добрыми деяниями.

Вторым поводом для благотворительности было желание завоевать благосклонность окружающих. Богатство как таковое не гарантировало хорошего отношения, да и вообще не было в большом почете в России. Скорее наоборот, оно могло вызвать зависть и неодобрение: быть слишком богатым было стыдно. А вот крупные пожертвования на благие цели сразу склоняли чашу весов общественного мнения в пользу дарителя. И богатство последнего переставало быть недостатком в глазах людей.

Кроме того, это был неплохой способ получить некоторые социальные привилегии. Определенные чины и звания могли быть присвоены людям, делающим крупные взносы. В некоторых случаях купец мог быть причислен к дворянскому сословию.

Разумеется, не всегда лишь поиск личной выгоды руководил теми, кто совершал взносы на благотворительность. Нередко людьми двигало искреннее стремление оказать помощь. Например, самым большим пожертвованием считается наследство Солодовникова: после его смерти 20 миллионов рублей было использовано для строительства доступного жилья.

Меценаты

Во второй половине 19-го века в России произошел расцвет такого направления благотворительности, как меценатство – пожертвование средств в пользу развития культуры, науки и искусства. На полученные средства открывались библиотеки, театры, музеи, картинные галереи. Здесь можно упомянуть российских предпринимателей Савву Морозова и Павла Третьякова. Именем последнего сейчас называется основанный им известнейший московский музей – Третьяковская галерея.

Ваша реакция?


Мы думаем Вам понравится