Документально пытки по отношению к заключённым в Российской империи отменили ещё в XIX веке: в 1802 году Александр I издал указ о неприменении физического насилия к осуждённым. К слову, последней каплей для такого нововведения на законодательном уровне послужили проверки в Калужской губернии. Тогда выяснилось, что заключённых пытали, несмотря на существовавший уже запрет.
Дыба
Её также называли русской виской. Тех, кто попадал на дыбу, растягивали, выламывали суставы. На Руси этот вид казни известен ещё с XIII века. Приговорённого за руки и ноги привязывали к двум столбам, соединенным перекладиной. Тело растягивали таким образом, что в какой-то момент выходило, что он висел на вывернутых руках. Сколько человек провисит на дыбе, определяли каждый раз отдельно: пытка могла продолжаться от нескольких минут до часов. Зависело в том числе от того, признавал ли приговорённый вину и давал ли нужные показания.
Этот вид пытки был крайне распространён во время правления династии Романовых. При Петре I на дыбу вздёргивали стрельцов после бунта, устроенного в 1698 году. Им не только выворачивали суставы, но и их били кнутом.
Особым "мастерством палача" считалось, если с приговорённого практически сдирали кожу как можно меньшим количеством ударов.
У многих был разрыв сухожилий, наступал болевой шок. Если человек падал без сознания, пытки прекращали, так как считалось, что смысла в них нет: боли уже всё равно не чувствовалось.
Батоги
Второй по популярности пыткой на Руси и в Российской империи было избиение толстыми прутьями с обрезанным концом, которые и назывались батогами. Этот вид наказания был популярен ещё при Иване Грозном. Такой вид пытки применяли за различного рода нарушения — могли назначить как за дурные слова про хозяина или царя, так и в отдельных случаях — за воровство (например курицы).
Приговорённого клали на землю лицом вниз. Один человек садился ему на шею, другой — на ноги, таким образом заблокировав любое возможное движение. Палачи брали по два прута и избивали человека по спине до тех пор, пока он не кричал, что виноват. Второй вариант прекращения пытки — приговорённый выдерживал назначенное число ударов.
К слову, при Иване Грозном получить батогами можно было за пьянство. Кроме того, любителей выпить сажали голыми на муравейник, заковывали в кандалы и макали в прорубь головой.
Вырывание ноздрей
Наказуемому щипцами резали крылья носа. Такой вид казни был описан в своде законов "Соборное уложение" в 1649 году, но известен ещё со времён князя Владимира. Так, Красное Солнышко применял подобный метод экзекуции за прелюбодеяние. Называлась она тогда "носы урезаша".
Во времена Золотой Орды так наказывали тех, кто убивал татаро-монгольских переписчиков, собирателей дани. При Иване Грозном такое наказание предполагалось для тех, кто наговаривал на царя.
Михаил Романов, как и позже его сын — Алексей Михайлович, использовали вырывание ноздрей для борьбы с курильщиками.
Пётр Первый таким образом наказывал воров. Его племянница, Анна Иоанновна, требовала вырывать ноздри каторжникам. Причём "скидки" на знатность рода или тяжесть преступления не делалось.
С начала правления Екатерины II это наказание использовали в качестве метки. В частности, она была у многих пойманных участников пугачёвского восстания.
Отрезание языка
Жертве силой разжимали рот, вытягивали язык специальными щипцами и отрезали его. Известна эта пытка на Руси ещё с середины XIII века.
Как предполагается, появилась она на Руси от татаро-монголов. В первый раз на Руси подвергали этой пытке новгородцев, которые в 1257 году восстали против татарских баскаков.
Таким способом пытали протопопа Аввакума в 1670-х годах. Вина Аввакума была в том, что он пошёл против церковной реформы, которую инициировал патриарх Никон.
Аввакум хотел исправить неточности в церковных книгах на древнерусский манер, тогда как патриарх предпочитал в данном вопросе опираться на греческие писания. Кроме того, Аввакум не раз критиковал политику Алексея Михайловича, в том числе в церковном вопросе.
Узнавали "подноготную"
Выражение "Узнать всю подноготную" появилось как раз из-за пытки, связанной с вырыванием ногтей. Практиковали на Руси её, как полагают историки, с XVI века. Известно, что её применял приближённый Ивана Грозного, Малюта Скуратов, чтобы выбить нужные показания.
Николай Гейнце в книге "Малюта Скуратов" описывает, что однажды сподвижник царя оклеветал боярина, начальника казённого приказа Ивана Федотова. Так, боярин якобы пытался устроить заговор с целью свергнуть государя. Показания против Федотова дали и опричники, рассчитывавшие заполучить его имения и состояние.
Иван Грозный вызвал боярина к себе, а когда тот пришёл, то усадил на трон и дал в руки державу со скипетром. А после, сказав: "Я тебя сделал царём, могу и низвергнуть", — лично вонзил ему нож в сердце. Вскоре была убита и его супруга.
Всех, кого Малюта называл сторонниками "заговорщика", пытали, загоняя иглы под ногти, до тех пор, пока они не сознавались.
"Вождение по спицам"
"Вождение по спицам" — одна из самых известных пыток Петропавловской крепости. Особой популярностью пользовалась в петровские времена. Евгений Анисимов в книге "Русская пытка. Политический сыск в России XVIII века" отмечал, что заострённые деревянные колышки вкапывали в землю, а приговорённого заставляли стоять на них голыми ногами или ходить по ним. Его приковывали цепями, чтобы не было возможности отойти.
Площадь эту у комендантского дома в крепости называли плясовой, так как стоять неподвижно на острых спицах было невозможно.
Деревянная лошадь
На территории Петропавловской крепости было ещё одно орудие пыток — деревянная лошадь. На неё верхом на несколько часов сажали приговорённого, ноги его привязывали под брюхом лошади, периодически к ногам привешивали груз.
Иногда пытку ужесточали ударами кнута или батогов. Тогда среди гвардейцев была популярна фраза: "Поедешь на лошадке, что самого ездока погоняет".
Губернатор Астрахани Артемий Волынский пытал поручика князя Мещерского на деревянной лошади, привязав к его ногам живых собак. Напуганные собаки кусали наказанного.
"Жабьи лапки"
Эту пытку применяли к лицедеям, которых ловили во времена Ивана Грозного. Если кто-то показал сценку, где заметен даже малейший намёк на участие государя, скомороха ждала расплата.
Ему буквально выдавливали костяшки. После этого руки больше напоминали жабьи лапки.
Огненная "парилка"
Ещё одно изобретение Ивана Грозного и его сподвижника Малюты Скуратова. Пытку проводили зачастую в бане. Веник поджигали и били им приговорённого. При этом важно было сделать так, чтобы человек не умер.
В какой-то момент ожоги начинали страшно чесаться. Приговорённый прикасался к спине, отчего испытывал дикую боль. Но не делать этого тоже было невозможно. Многие умирали в страшных мучениях.
Подвешивание на крюках
Такой пытке подвергали мятежников. Мучения могли длиться часами: приговорённого подвешивали за рёбра или продевали крюк через другие части тела.
К женщинам применялся несколько иной вид этого наказания. Им делали сквозное отверстие в груди и, продев в раны верёвки, подвешивали на перекладинах.
Закапывание заживо
Этот вид наказания применялся только для мужеубийц в XVI—XVII веках и считался "чисто женским".
По Соборному уложению 1649 года, жена, которая убила супруга или организовала над ним расправу, стоя помещалась в землю по шею. Её было запрещено кормить и поить.
— Одна голова оставалась на поверхности земли. Тут приставлялась стража, наблюдавшая за тем, чтоб никто не освободил, пока она не умрёт голодной смертью, — писал инженер Джон Перри, который в конце XVII века был на службе в России.