Как расшифровать символы на картине «Матерь Мира», которую Николай Рерих написал по снам своей жены
0
1
0
1,082
просмотров
В 1924 году Николай Рерих написал два вариантов «Матери Мира». Обе работы были выставлены в музее Нью-Йорка и произвели огромное впечатление на публику. Что интересно, эти нестандартные по сюжету картины были написаны на основании видения Елены Ивановны, жены художника.

О мастере

Николай Рерих - русский художник, писатель и философ. В юности он интересовался гипнозом и духовными практиками, а его картины, как говорят, обладают гипнотическим выражением. Увлеченный восточными философскими и религиозными движениями, Рерих считал своим долгом доносить эти смыслы до людей, которые были далеки от них. Выражая себя через то, что у него получалось лучше всего - через живопись, он одновременно популяризировал то, во что верил. Даже если люди не понимали значения картин, у них мог проявиться интерес, считал Рерих. А заинтересовавшись, народ начинает изучать информацию. И тогда у него зарождается вера. Творческой энергии художника способствовали интересные сновидения супруги, Елены Рерих.

Николай и Елена Рерих

«Матерь Мира»

«Матерь Мира» - одна из его самых оптимистичных и ярких картин художника. Главный посыл картины заключатся в том, что Темная Эра подходит к своему завершению и начинается Светлая.

Как было сказано выше, существуют две версии «Матери». Оба варианта очень похожи друг на друга. Одинаковый мотив и единая цветовая палитра. Обе версии изначально находились Нью-Йорке, но первый вариант позже был выкуплен для Московского Музея имени Рериха. Среди визуальных различий можно сказать, что первая - более сдержанная, в то время как вторая содержит больше декоративных элементов. Также мастер применил в нем больше художественных приемов, что позволило изобразить игру света.

Два варианта "Матери Мира"

Сюжет

На гористом величественном троне восседает она – главная героина сюжета Рериха - Великая Мать, которая в разных религиях называлась по-разному, но главная суть оставалась неизменной. Императрица – в арканах Таро, символизирующая мать. Дева Мария - христианское отражение матери. Также «Мать мира» эквивалентна Лакшми и Кали в Индии. Картина является одной из самых вдохновляющих образов Рериха, величественно переданных в глубоких тонах синего и фиолетового.

Лицо матери на картине Рериха скрыто под мантией. А вот нижнюю часть автор открыл, просвечивая невероятным бронзовым блеском. Полуоткрытая мантия говорит о приближении светлой, счастливой и неминуемой эры.
Свободные волны хитона ниспадают вниз на горы, не затрагивая водную гладь. Одеяние символизирует гармонию и порядок во всем, что окружает Матерь мира.

фрагменты

Мантия украшена растительным орнаментом и животными и это неспроста. Мать Мира - это сама жизнь, дающая жизнь царствам растений, животных, стихийным силам. На одеянии мы видим Сирин - таинственные и волшебные птицы радости. Мантия покрывает всю Ее фигуру. И мы чувствуем одновременно силу, мощь, защиту и в то же время изысканность и элегантность.

Позади нее 12 ярких золотистых звезд, подсвеченных волшебным ореолом. Посреди них в сиянии и славе прямо над головой Матери – утренняя звезда, также предвещающая радость для всех.

Руки Матери обращены к человечеству, ко всей Вселенной. Обратите внимание, что жест очень напоминает форму сердца, состоящего из двух половинок. Это сердце с вечно текущей, неиссякаемой творческой энергией. Это как бы символ чаши - сосуда скоплений кристаллов духа. В районе солнечного сплетения мы видим распускающийся цветок - символ Огненного мира. На шее - декоративный двойной амулет. Запястья украшены манжетами с бахромой.

Десять видимых гор служат Матери престолом, а вокруг них протекает река, символизирующая бесконечную реку жизни. Река – движение и время. Плавающие в нем рыбы - это люди, их судьбы, ищущие себя в бесконечном течении и свой смысл в жизни. В нижнем правом и левом углу из-за скал выглядывают женщина и мужчина в коленопреклоненном положении. Их позы выражают восхищение и трепет.

Река и люди на картине

Чарующее сияние отражает Матерь Мира в космическую бесконечность. Над ее головой сверкает ромбовидный нимб. Фиолетовый ореол освещает всю ее фигуру, а ореолы синего и ультрамаринового цветов расходятся вниз.

Философская основа картины

Вот как описывает свою работу сам Рерих: «Матерь Мира! Сколько необыкновенно трогательного и мощного слилось в этом священном понятии всех веков и народов. Космическими волнами приближается это великое понятие к человеческому сознанию… Учения говорят о наступившей эпохе Матери Мира. Близкая всем сердцам, почитаемая умом каждого рожденного Матерь Мира опять становится у великого кормила. Будет счастлив и убережен тот, кто поймет этот Лик эволюции».

Для Николая Рериха, мужа Елены Рерих, Мать Мира была высшим символом мирового единства, самым универсальным из всех великих учителей. Он рисовал ее много раз на протяжении своей карьеры. Ее часто изображали с глазами, прикрытыми синей вуалью, что означало определенные тайны вселенной, которые еще не были открыты человеку. Многие языческие, древние религии почитали не создателя, а богиню, которая на заре времен дала жизнь миру. Это самый древний архетип матери, которая дает, защищает и воплощает Великую Мать.

Ваша реакция?


Мы думаем Вам понравится