Как русская армия Париж брала и чем она отличилась во французской столице
0
0
490
просмотров
На исходе марта 1814-го в результате решающего обманного манёвра русские в составе армии союзников войска проникли в тыл Наполеона и вошли в Париж. При взятии французской столицы пали около 6000 военных российской армии. Этого было более чем достаточно, чтобы испепелить город в месть за погибших товарищей. Но русские повели себя совершенно иначе, изумив французов. Способствовала этому пасха, совпавшая в этот день у православных, протестантов и католиков.

Два побежденных Бонапарта

Два побежденных Бонапарта Русские, прусские и австрийские войска на поле битвы под Лейпцигом.

Поверженная осенью 1813-го у Лейпцига армия Наполеона больше не могла давать отпор войскам союзников. В начале 1814 года армия коалиции вторглась во Францию с намерением свергнуть величественного императора. Русские под предводительством молодого Александра I наступали со стороны Швейцарии, а союзники подходили отдельно. В битвах на французской земле Наполеон побеждал чаще союзников, но по причине численного преобладания противника большой пользы это ему не приносило.

Тогда Наполеон решил продвинуться к северо-восточным пограничным крепостям, неожиданно прорвать блокаду, освободить воинские части и усиленной армией заставить союзников отступать, угрожая их тылам. Но союзные монархи не оправдали ожидания императора и решили идти прямо на Париж.

29 марта союзная армия подступила к оборонной линии Парижа. Городским верховным главнокомандующим на тот момент был Жозеф Бонапарт, небезызвестный старший брат самого Наполеона. Сражение за город стоило союзным войскам множества потерь: за один день были убиты более 8 тысяч военных, 6 тысяч из них были русскими. Осознавая последствия и видя масштабы наступающих войск, старший Бонапарт бросил поле битвы, оставив подчиненным полномочия по сдаче Парижа.

Вскоре союзники заняли все пригороды, и французы попытались договориться. Однако Александр I был настроен решительно, угрожая уничтожить город. Французам ничего не оставалось, как подписать капитуляцию и покинуть столицу. А возглавляемая Александром I русская гвардия торжественно вошла в Париж.

Благородство Александра I и казацкие лошади в Сене

Благородство Александра I и казацкие лошади в Сене Казаки купались в Сене вместе со своими лошадьми, как на родном Дону./

В противоположность французским солдатам наполеоновской армии, осквернявших российские святыни на захваченных землях, русские вели себя учтиво.

После трехмесячного пребывания русских войск в Париже город совсем не пострадал от иностранного присутствия, и это неоднократно подтверждалось французскими историками и писателями. Французов удивило поведение русских. Они были готовы к мщению за Москву и пролитую кровь, ожидая разорения города. Но вопреки всему, парижане настороженно наблюдали за русским великодушием.

Жизнь города продолжалась в привычном мирном ритме – работали торговые лавки, проходили театральные представления; а парижане заполнили улицы, с интересом разглядывая бородатых иностранцев и пытаясь заговаривать с ними.

Русский император строго-настрого приказал военным не обижать мирных французов. Чтобы у воинов не возникало желания мародерствовать, Александр решил выплатить им тройное годовое жалованье. Такая политика надолго сохранила безупречную репутацию армии русских, дав возможность солдатам беззаботно расслабиться после долгих сражений. Особенно свободно чувствовали себя казаки. Раскинув лагерь на Елисейских полях, они готовили себе еду прямо на кострах и рыбачили в прудах Фонтенбло. Как на родном Дону, казаки купали коней в Сене, и запечатлеть такое невиданное действо стекались парижские художники.

Пасхальный православный молебен на парижской площади

Пасхальный православный молебен на парижской площади Парижане и русские казаки. Акварель австрийского художника Георга-Эммануэля Опица, очевидца событий 1814 года

10 апреля, через несколько дней после взятия союзными войсками Парижа, настал праздник Светлого Христова Воскресения. В том году совпали дни празднования католической, православной и протестантской Пасхи. Русский император увидел в этом особенный знак, повелев служить торжественный молебен прямо на городской площади.

Вокруг установленного импровизированного церковного алтаря разместились семь русских православных священника в богатых праздничных облачениях. Вознести благодарности в виде молитвы за такую важную победу собралась вся армия. Император Александр I взошел на помост, сопровождаемый православными священнослужителями и прусским королем. Обнажившие головы пехотинцы стояли на коленях, кавалеристы спустили сабли, и под славянское пение началось торжественное богослужение.

Как позже писал в своих воспоминания русский император, он наслаждался видом того, как завороженные красотой происходящего французы подходили и прикладывались к русскому православному кресту. И все это на фоне того, как незадолго до парижских событий армия Наполеона повсеместно крушила православные храмы, устраивая в кремлевских соборах конюшни и убивая мирных прямо под иконостасами. Тот же Новодевичий монастырь уберегла от уничтожения одна из монахинь, которая при отступлении французов чудом успела потушить подожжённый запал взрывчатки.

Взаимно перенятые традиции

Взаимно перенятые традиции Гарнери Луи, «Большая удача казаков». Карикатура. 1815 год.

Утренний кофе русские переняли у французов, проникнувшись кофейными парижскими традициями. После победы 1814-го употребление напитка считалось в России правилом хорошего тона. По легенде, оттуда же родом и плохая примета о пустых бутылках, оставленных на столе. Распространение этого суеверия приписывают казакам, побывавшим во Франции в период военных событий 1812-1814 годов. Дело в том, что парижские официанты выставляли счет, пересчитывая пустую тару на столах. И порой казаки позволяли себе сэкономить, пряча часть бутылок.

Полюбили русские и само певучее слово «Париж». В итоге после 1814-го в России начали появляться свои «Парижи». Есть село с таким названием в Челябинской области, где в 2005 году открыли сотовую вышку в виде, явно напоминающем Эйфелеву башню. Пребывание во Франции поспособствовало и распространению по России ампира. Получив в 1814 году архитектурный альбом с различными перспективными проектами, русский император Александр пригласил к себе на придворную службу никому тогда не известного архитектора Монферрана, впоследствии ставшего автором знаменитого петербургского Исаакиевского собора.

С тех времен сохранилась еще одна легенда. Заходя в парижские общепиты, солдаты часто торопили обслуживающий персонал, говоря им «быстро»! Это и послужило появлению сети парижских закусочных «Бистро».

Ваша реакция?


Мы думаем Вам понравится