Дорога длиной в год: маршрут «Москва-Одесса-Яффа-Иерусалим-Назарет»
С давних времён о посещении Святой земли мечтал каждый истинный христианин. Дорога в Палестину была долгой и нелёгкой. Из столицы и глубоких провинций люди добирались (нередко – пешком) до Одессы. Оттуда на морском судне в течение двух-трёх недель плыли до Яффы. Путь лежал через Константинополь. Там на подворьях Пантелеимоновского, Андреевского и Ильинского русских Афонских монастырей путешествующим предоставлялся ночлег.
Путешествие в Землю Обетованную было не только длительным, но и дорогостоящим: нужно было оплатить пароход, питание, таможенные пошлины. Поэтому паломники часто были своеобразными делегатами от посёлка, деревни, монастыря. Община собирала деньги для своего представителя, а он молился в святых местах о всех своих земляках. Паломники старались приурочить пребывание на Святой земле к основным церковным праздникам. По традиции Рождество встречали в Вифлееме, Благовещение – в Назарете, на Пасху отправлялись в Иерусалим, на Преображение – на гору Фавор. В течение года люди пешком повторяли путь Христа, Его учеников и Богородицы.
Создание Императорского Православного Палестинского общества и его роль в истории паломничества
Самые ранние свидетельства о русских паломниках на Святую землю датированы XII столетием. В средние века это были в основном состоятельные люди, имеющие средства, чтобы оплатить длительное странствование. В ХІХ веке поклониться Гробу Господню стали массово отправляться простые люди. Оказать помощь путешествующим согражданам пытались такие организации, как Русское консульство, Палестинская комиссия, Русская духовная миссия.
Особую роль в поддержке паломников сыграло основанное в 1882 году Императорское Православное Палестинское Общество (сокращённо ИППО). Возглавлял его вплоть до своей гибели в 1905-м Великий Князь Сергей Александрович.
Секретарём был избран известный госдеятель, писатель Василий Николаевич Хитрово. Главными задачами организации, закреплёнными в её Уставе, были как удешевление пути в Святую землю, так и удовлетворение материальных и духовных потребностей паломников. Кроме того, ИППО занималось изданием и распространением литературы, которая знакомила русских людей с историей Святой земли и была призвана «послужить для духовного единения между Россией и Матерью Церквей». Благодаря трудам ИППО, на рубеже XIX-XX веков Россия создала в Палестине мощную структуру, заботящуюся о быте и нуждах паломников.
«Ноу-хау» ИППО: «проездные паломника», страховые книжки
Одним из первых нововведений Палестинского Общества стало введение так называемых паломнических книжек, значительно удешевляющих путешествие. Эти проездные документы приобретались у уполномоченных ИППО во многих городах России и были действительны в течение года. Тем, кто приобретал этот документ, предоставлялось также право останавливаться в пути на узловых железнодорожных станциях по специальным отрывным купонам.
Ещё паломники получали страховые книжки и снабжались различными справочными материалами. Также Общество разработало специальную процедуру оформления загранпаспортов. Кроме того, в Яффе служили проводники Палестинского Общества, к которым можно было обращаться при возникновении каких-либо проблем.
Кто из членов Дома Романовых посещал Святую землю
Представители царственной династии Романовых всем сердцем стремились в места, где ступал по земле Спаситель, и чтили традиции русско-палестинских державных отношений. Первым в 1859 году на Святую землю отправился Великий Князь Константин Николаевич. Этот визит стал мощным толчком к расширению русских владений в Палестине.
В 1872-м в рамках поездки по Ближнему Востоку Иерусалим посетил Великий Князь Николай Николаевич Старший. Большой вклад в развитие взаимосвязей Святой Земли и Дома Романовых внесла Великокняжеская чета Сергея Александровича и Елизаветы Фёдоровны. Сергей Александрович приезжал в Иерусалим ещё до женитьбы – в сопровождении Великих Князей Павла Александровича и Константина Константиновича. В 1881 году он выбрал место для строительства церкви святой Марии Магдалины в память своей покойной матери, Императрицы Марии Александровны, которая, вопреки мечтаниям, так и не смогла поклониться Палестинским святыням. На освящение этого храма Великий Князь прибыл уже с супругой. Побывали в Иерусалиме Великий Князь Александр Михайлович и племянник Великого Князя Сергея Александровича – Наследник Цесаревич Николай Александрович.
Сделка ценой в две баржи апельсинов, или зачем было Хрущёву продавать российскую недвижимость на Святой земле
Великокняжеские паломничества сформировали мощное русское присутствие на Святой Земле: к 1917 году империи принадлежало около 70 объектов недвижимости. К сожалению, впоследствии значительная их часть была утрачена. Образование государства Израиль привело к разделу российского имущества: часть его была возвращена Русской православной церкви, часть удерживалась новосозданной державой.
Между Израилем и СССР начались споры относительно церковной недвижимости. В начале 50-х годов прошлого века, после обострения советско-израильских отношений, имущественный конфликт был частично разрешён. В 1964 году советское правительство во главе с Хрущёвым согласилось на предложение израильской стороной о продаже русской недвижимости. Сделка получила неофициальное название «апельсиновая», так как две трети от её суммы были оплачены импортом яффских апельсинов.