Симонетта Веспуччи
Эта несравненная женщина, считавшаяся первой красавицей Флоренции, заслужила при жизни прозвища «прекрасной» и «бесподобной». Она послужила моделью для нескольких великих художников того времени. В 16 лет, уже прославившись своей красотой, она обвенчалась с Марко Веспуччи и стала таким образом родственницей знаменитого мореплавателя Америго Веспуччи. Вот как описывает молодую женщину поэт Полициано:
«Среди других исключительных даров природы она обладала такой милой и привлекательной манерой общения, что все, кто сводил с ней близкое знакомство, (…) чувствовали себя объектом её привязанности. Не было ни единой женщины, завидовавшей ей, и это казалось вещью необыкновенной: так много мужчин любили её без возбуждения и ревности»
Сандро Боттичелли, после встречи с этой женщиной, именно ее чертами наделял всех своих Венер и Мадонн. В 23 года Симонетта умерла от чахотки. Эта смерть поразила весь город. Боттичелли завещал похоронить себя рядом с несравненной моделью. Всю оставшуюся жизнь он рисовал ее по памяти.
До сих пор не утихают споры, действительно ли эта женщина изображена на всех портретах, приписываемых ей. Дело в том, что при жизни она, судя по всему, не позировала ни одному из живописцев, и многие картины (в том числе и «Рождение Венеры») были написаны уже после ее смерти.
Мария Лопухина
Этот портрет, написанный в 1797 году Боровиковым, является сегодня одним из известнейших шедевров Третьяковской галереи. На нем художник запечатлел Марию Ивановну Лопухину – представительницу графского рода Толстых, сестру знаменитого авантюриста Федора Ивановича Толстого (Американца) и двоюродную тетю еще более знаменитого графа Льва Толстого. На картине молодой женщине всего 18 лет. Этот портрет заказал ее муж, Степан Лопухин, вскоре после свадьбы. Мария Лопухина прожила очень недолго – в возрасте 24 лет она скончалась от чахотки. Сто лет спустя Яков Петрович Полонский написал грустное и возвышенное стихотворение, посвященное этому портрету:
Она давно прошла, и нет уже тех глаз
И той улыбки нет, что молча выражали
Страданье — тень любви, и мысли — тень печали,
Но красоту её Боровиковский спас.
Так часть души её от нас не улетела,
И будет этот взгляд и эта прелесть тела
К ней равнодушное потомство привлекать,
Уча его любить, страдать, прощать, молчать.
Саския ван Эйленбюрх
Эта молодая очаровательная женщина смотрит на нас со многих полотен Рубенса. На протяжении 9 счастливых лет она была супругой и музой великого художника. За это время он написал множество ее портретов. Даже после смерти любимой, Рембрандт продолжал писать милый образ. В 1660 году, например, он создал еще одну Флору-Саскию.
Саския родила Рембрандту четверых детей, из которых до взрослого возраста дожил только один сын. Умерла она скорее всего от туберкулеза в возрасте 29 лет. Так как жена была дочерью бургомистра, она принесла художнику богатое приданое. После ее смерти неудачно составленное завещание доставило вдовцу большие проблемы. Вероятно, Саския и представить себе не могла, что ее муж, знаменитый художник, когда-нибудь будет нуждаться в деньгах, поэтому оставила все деньги сыну Титусу. Оговаривалась там и повторная женитьба Рембрандта, в результате чего он так и не смог узаконить отношения со своей второй женой.
Елизавета Мартынова
Эту работу считают манифестом Сомова эстетике прошедшего прекрасного XVIII века. Даму в голубом называют настоящей тургеневской девушкой, вкладывая в это понятие ощущение тонко чувствующей и возвышенной натуры и огромной нравственной силы. Женщина, позировавшая для портрета, была, вероятно, практически единственной романтической привязанностью художника. Елизавета Мартынова училась вместе с Сомовым в Императорской Академии художеств и тоже мечтала стать художницей. Она поступила в первый же год, как только женщин допустили в это учебное заведение. Еще одна их сокурсница Анна Остроумова-Лебедева, написавшая впоследствии известные мемуары, отмечала, что на всех портретах (а писали Мартынову много раз и разные художники), Елизавета выглядит высокой статной женщиной, хотя на самом деле роста она была небольшого. Уже во время создания «Дамы в голубом» Мартынова начала лечиться от чахотки. Это была одна из причин, по которой портрет писался так долго.
В тот же год, когда началась работа над знаменитым портретом, Филип Малявин написал Мартынову в образе больной девушки.
Умерла Елизавета Мартынова в 1905 году. Известно, что женщина была решительно против продажи картины. В 1900-м она писала Сомову по поводу предложения от Третьяковской галереи:
«Сегодня ночью я проснулась и не спала от одной назойливой и мучительной мысли: «Вы не должны и не имеете права продать мой портрет». Я позировала Вам для Вас, для чистого искусства, а не для того, чтобы Вы получили за мою грусть в глазах, за мою душу и страдания деньги…».
Художник не прислушался к мнению Елизаветы Михайловны и через три года все-таки продал картину.
Жанна Самари
Этот портрет, наполненный удивительным светом и жизнелюбием, написан с парижской актрисы, дебютировавшей в театре Комеди Франсез. Большой театральной славы она не заслужила, играла в основном роли субреток и служанок в пьесах Мольера. По стечению обстоятельств, до своей свадьбы Жанна жила недалеко от мастерской Ренуара и стала его любимой моделью. За три года их дружбы он написал ее четыре раза, и все эти портреты заслуженно считаются шедеврами французского импрессионизма.
После замужества Жанна успела родить троих детей, и даже стала автором детской книги. Через несколько лет, в 33 года молодая женщина умерла от брюшного тифа.