Как трудились и отдыхали русские крестьяне в начале XX века 15 фото
860
просмотров
И сегодня крестьянский труд не лёгок, а что уж говорить о том, каким он был в начале прошлого века, когда работать на земле крестьянам приходилось исключительно собственными руками – никакой механизации. И сегодня фотографии людей с косами, граблями и плугом кажутся кадрами из совсем другого мира. А ведь на самом деле с тех пор прошло не так уж много лет – что и говорить: умели люди и работать, и отдыхать.

1. Деревенский праздник

1. Деревенский праздник Вождения ряженого конём на Русальную недели.

XX век для России вошел в историю как тяжёлый век социальных и политических катаклизмов. Начало XX века стало своеобразной переломной границей. Этот период ознаменовался тем, что прежние структуры власти «изжили» себя и показали полную несостоятельность. Это время требовало скорейшего решения аграрного вопроса, решения вопросов о политических правах и свободах граждан.

2. Выезд к месту полевых работ

2. Выезд к месту полевых работ В деревне Красниково, Солигаличский уезд, 1908 год.

Активное вмешательство государства в экономическую жизнь привело к быстрому формированию в России системы государственно-монополистического капитализма. Крупнейшими в стране банками стали руководить былые государственные деятели, имевшие отношения к финансовым, торговым и военным ведомствам.

3. Выезд к месту полевых работ

3. Выезд к месту полевых работ Выезд на полевые работы. Россия, начало ХХ века.

Аграрный вопрос был ведущим в экономике России. Рост объемов сельскохозяйственного производства обеспечивался в основном за счет расширения посевных площадей. Но в европейской части страны остро стоял земельный вопрос. На одно крестьянское хозяйство приходилось около 7 десятин земли, а в российских условиях для ведения рентабельного и товарного хозяйства этого было крайне мало.

4. Деревенский праздник

4. Деревенский праздник Вятская губерния, Лебяжский район, село Марий Турек, XX век.

Вместе с тем по-прежнему велик был удельный вес помещичьих владений. Неурожаи начала XX века привели к массовому голоду в русской деревне. До 1906 года продолжались выкупные платежи крестьян за землю, определенную реформой 1861 года. Все это обостряло противоречия в деревне между крестьянами и помещиками.

5. Гулянье в деревне на празднике

5. Гулянье в деревне на празднике Гулянья во время деревенского праздника. Россия, начало ХХ века.

Аграрный вопрос в России в начале XX века не был разрешен. Это было плохо вдвойне, так как в стране не был завершен промышленный переворот, и Россия оставалась аграрной страной, где крестьянство составляло 77 процентов населения.

6. Гулянье в праздничный день

6. Гулянье в праздничный день Крестьяне перед проведением славянского обряда на Светлую неделю.

В конце XIX века русскую деревню описывал классик литературы Толстой: «Во всех этих деревнях хотя и нет подмеси к хлебу, как это было в 1891-м году, но хлеба, хотя и чистого, дают не вволю. Приварка - пшена, капусты, картофеля, даже у большинства, нет никакого. Пища состоит из травяных щей, забеленных, если есть корова, и незабеленных, если ее нет, - и только хлеба. Во всех этих деревнях у большинства продано и заложено всё, что можно продать и заложить».

7. Пасхальная неделя

7. Пасхальная неделя Праздничная неделя в народном календаре славян, длившаяся от Пасхи до Красной горки.

«Из Гущина я поехал в деревню Гневышево, из которой дня два тому назад приходили крестьяне, прося о помощи. Деревня эта состоит, так же как и Губаревка, из 10 дворов. На десять дворов здесь четыре лошади и четыре коровы; овец почти нет; все дома так стары и плохи, что едва стоят. Все бедны, и все умоляют помочь им. "Хоть бы мало-мальски ребята отдыхали", — говорят бабы. "А то просят папки (хлеба), а дать нечего, так и заснет не ужинаючи», - продолжает Толстой.

8. Памятная фотография

8. Памятная фотография Пасхальная неделя. Север Европейской России, конец XX века.

Ещё один классик русской литературы Короленко, много лет проживший в деревни, писал: «Вы свежий человек, натыкаетесь на деревню с десятками тифозных больных, видите как больная мать склоняется над колыбелью больного ребенка, чтобы покормить его, теряет сознание и лежит над ним, а помочь некому, потому что муж на полу бормочет в бессвязном бреду. И вы приходите в ужас. А «старый служака» привык. Он уже пережил это, он уже ужаснулся двадцать лет назад, переболел, перекипел, успокоился... Тиф? Да ведь это у нас всегда! Лебеда? Да у нас этой каждый год!»

9. Деревенская молодежь

9. Деревенская молодежь Русские крестьяне во время отдыха. Россия, начало XX века.

Профессор медицины и доктор Эмиль Диллон, который жил и работал в России с 1877 по 1914 год, много путешествовал по всем регионам России. Он хорошо знал ситуация на разных социальных уровнях и искажать реальность для него вряд ли был какой-то смысл. «Российский крестьянин... ложится спать в шесть или пять часов вечера зимой, потому что не может тратить деньги на покупку керосина для лампы. У него нет мяса, яиц, масла, молока, часто нет капусты, он живет главным образом на черном хлебе и картофеле. Живет? Он умирает от голода из-за их недостаточного количества», - писал Диллон.

10. Дети в поле

10. Дети в поле Дети гуляют в поле после жатвы.

11. Сбор урожая

11. Сбор урожая Сбор урожая. Россия, 1910-е годы.

12. Рязанская губерния, 1914 год

12. Рязанская губерния, 1914 год Женщина катается по полю. Рязанская губерния., Косимовский уезд, деревня Шемякино, 1914 год.

13. Рыбаки

13. Рыбаки Рыбаки в промысловых костюмах. Россия, 1910 год.

14. Жница

14. Жница Крестьянка. Автор фотографии: Лобовикова., 1914 год.

15. Капуста на зиму

15. Капуста на зиму Заготовка капусты на зиму. Россия, 1890-е годы.

Ваша реакция?


Мы думаем Вам понравится