Бешеная древность
Может показаться, что в древности люди были проще и смотрели на вещи яснее. По идее, с точки зрения стародавнего агрария все однозначно: если женщина имела сексуальные связи с другими мужчинами, то она уже не девственница (испорченный товар!), и наоборот. Но в разные времена и у разных народов целомудрие, хоть и было явственной ценностью, преподносилась и превозносилась по-разному.
Круче всего дела обстояли у амазонок Скифии (если, конечно, верить старому прохиндею Геродоту). Здесь девушка якобы не имела права выйти замуж, пока не принесла в племя отрубленную голову врага. Собственно говоря, предоставив ее, она объявляла себя достойнейшей кандидатурой для брака, то есть по дефолту «девственницей».
Согласно тому же Геродоту, юные жительницы Ливии доказывали свое целомудрие почти так же лихо, как амазонки. Девушек приводили на фестиваль плодородия, делили на две команды, сажали на колесницы, после чего юные ливанки устраивали настоящую битву. Подчас с погибшими и изувеченными. Участницы выигравшей команды — руки по локоть в крови — автоматически объявлялись невинными и готовыми к счастливому замужеству. Воистину, обычай, достойный орков.
К сожалению, у более развитых народов жизнь девушек была не такой яркой и пылающей. Мягче всего из древних столпов цивилизации к целомудрию относились древние египтяне. Там на секс до брака смотрели сквозь пальцы — ну было и было — но после помолвки все было строго, приветствовалась исключительно моногамия.
Показателен критский свод законов 450 до н.э., который объявлял огромный штраф за изнасилование рабыни, если та еще не познала мужчину. При этом штраф за изнасилование рабыни, не являющейся девственницей, был минимальным — примерно как за пощечину (по сути, как за мелкое хулиганство).
У греков и римлян все было однозначнее: девственность — важная часть брачной сделки, так что если девушка не соблюла ее, контракт может быть расторгнут. Соответственно, отец в иные века имел право на убийство дочери, не сохранившей целомудрие. Хотя, конечно, вряд ли кто-то спешил этим правом воспользоваться.
Римляне с их практичностью придумали специальный инструмент, спекулюм (speculum), с помощью которого уважаемый медик мог засвидетельствовать факт пригодности невесты. Прекрасный и изысканный подход — совать в вашу избранницу тяжеленные металлические инструменты. Но вот в последующие Средние века его не оценили.
Наивное Средневековье
В средневековой Европе у девственности оформилась еще одна грань ценности — духовная. Само по себе целомудрие стало восприниматься как некий духовный идеал. В легендах появился образ девы, сражающейся с демонами за свое целомудрие. К несчастью, такой подход привел и к диковато-жуткому результату. Появилось поверье, согласно которому многие болезни (особенно половые) можно излечить, изнасиловав девственницу.
Проверки с помощью инструментов забылись еще во времена Римской империи, с гегемонией христианства. Боясь прослыть первертами и «повредить девственную плеву» врачи начали изыскивать альтернативные, «чистые» способы. Сначала в ход пошли зеркала, а также засовывание пальцев в анус (в попытке нащупать яичники!). Затем — полнейшая алхимия и схоластика.
Книга XIII века «Женский секреты» (De Secretis Mulierum) указывает, как достоверно определить девственницу. Ее должны отличать «Стыд, скромность, страх, безупречная походка и речь, опускание очей перед мужчинами». А еще «Моча девственниц прозрачна и чиста, иногда белесая, иногда искристая». В общем, не женщина, а астурийский сидр.
Идея «девственных выделений», кстати, могла прийти к европейским народам через цыган. Испанские рома довольно сильно заморачивались с обычаем, именуемым Gitanos. Он происходил из убеждения, согласно которому в теле девушки имеется некая виноградоподобная железа. Она лопается при первом совокуплении и больше никогда не восстанавливается. Находится она, якобы в глубине влагалища и ее можно нащупать пальцем. Утрата этой железы считалась утратой гонры, то есть чести. После первой брачной ночи родственники жениха и невесты отчаянно искали на простынях сок, исторгнутый железой и именуемый «ува». И ведь как-то находили!
Экстравагантная и больная Викторианская эпоха
К XVII веку ремесло гинеколога выбралось из-под гнета маргинальности и появилось какое-никакое наукообразие. В ход снова пошли зеркала для осмотра, но даже к ним доверие было невелико. Считалось, что зеркало «излишне повышает сексуальный аппетит», способно вызвать нимфоманию и даже истерию.
В 1910-м году гинеколог Роберто Лату Дикинсон, чью фамилию, конечно, невозможно воспринимать без иронии, выработал правило двух пальцев. Он предлагал определять факт девственности «на глаз», не прикасаясь к женщине: «Объем девственного влагалища составляет один-два пальца», — считал доктор. Соответственно, если на глаз кажется, что влезет все три, а то и больше, то речь идет о потере невинности.
А еще XIX век ознаменовался возвращением печальной практики изнасилования девственниц. Причина тут простая до ужаса: массовое распространение венерических заболеваний привело к тому, что всплыли старые поверья. Миф стал настолько распространенным, что бордели XIX века хвалились предоставлением молодых девственниц (а также девственниц-инвалидов), как своего рода целительной услуги. За крупную сумму какой-нибудь богатый сифилитик мог попытать счастья в лечении своей болезни.
Но бордели — это еще щадящий вариант для высшего класса. По словам историка Роджера Дэвидсона, в начале XX века каждый пятый случай изнасилования детей в Лондоне был связан с мифом о девственном излечении. Практика была настолько распространенной, что многие насильники детей использовали легенду в качестве законной защиты в суде.
…Честное слово, лучше уж обычаи с отрубленными головами врагов или кровавыми битвами на колесницах. В них хотя бы был дух первобытного хардкора и не было этого цивилизационного сифилитического лицемерия.