История религии в СССР знала периоды затишья и времена активных гонений. Очередная антирелигиозная кампания пришлась на времена правления Хрущева: после относительно либеральных 40-х, когда был проведен Архиерейский собор РПЦ и даже создан Всесоюзный совет евангельских христиан-баптистов, власти совершили поворот на 180 градусов. И одним из свидетельств того, что за дело взялись серьезно, стал процесс над пятидесятниками, которых обвинили в подстрекательстве к убийству.
Научный атеизм, версия Хрущева
К искоренению религии советское государство в начале 1960-х подошло основательно. Для контроля за религиозными организациями было создано два совета — Совет по делам РПЦ и по делам религиозных культов. В 1965 году они были объединены.
Но созданием контрольных органов дело не ограничивалось. Шла активная идеологическая работа, был повышен налог на церковные земли, из библиотек изымались религиозные книги, даже колокольный звон был запрещен. Естественно, закрывались монастыри и церкви. В некоторых случаях верующим удавалось отстоять их, но только там, где люди были готовы пойти на прямое столкновение с милицией. Например, когда было принято постановление о закрытии Псково-Печерского монастыря, архимандрит Алипий документ уничтожил и сказал, что готов принять мученическую смерть, но монастырь закрыть не даст. На защиту монастыря вышла и паства, но так поступали в единичных случаях.
Показателен был конфликт с митрополитом Крутицким и Коломенским Николаем, возглавлявшим Отдел внешних церковных сношений. Он резко выступал против хрущевского курса, и, опасаясь человека с такими взглядами, Совет по делам РПЦ добился того, что Николай ушел со всех занимаемых постов. Обстоятельства его смерти в 1961 году остаются загадочными: бывший митрополит был госпитализирован с приступом стенокардии и скончался после инъекции неустановленного препарата. Не исключено, что это была врачебная ошибка…
Широко шла пропагандистская кампания: по данным историка Сергея Фирсова, только за 1961−1962 годы советские издательства выпустили 667 атеистических книг и брошюр общим тиражом 11 миллионов. Количество семинарий было сокращено с 8 до 3 — новые кадры подготовить становилось все сложнее. Нередки были случаи, когда монахи из закрытого монастыря перебирались в другую обитель, откуда их выдворяли из-за отсутствия прописки.
Антирелигиозная кампания: наказания ужесточаются
В 1960 году был принят новый Уголовный кодекс СССР, в 1961 году обновились Уголовные кодексы союзных республик. В них были внесены некоторые существенные изменения. Например, в Уголовном кодексе РСФСР наказание по статье 142 о нарушении законов об отделении церкви от государства было увеличено до 3 лет лишения свободы. Статья 227 — создание группы, причиняющей вред здоровью и посягающей на личность и права граждан — теперь предполагала до 5 лет лишения свободы. Именно по этим статьям чаще всего судили верующих.
В дополнение к УК Правительство СССР приняло Инструкцию по применению законодательства о культах. Она квалифицировала ряд религиозных направлений как антигосударственные и изуверские.
В период до 1964 года было закрыто и уничтожено порядка 4000 храмов, гонениям подвергались представители всех религий. Но особенно настороженное отношение вызывали представители нетрадиционных сект и ответвлений, к которым относились и пятидесятники.
Пятидесятники в СССР
Пятидесятники — это направление протестантизма, которое на сегодняшний день считается одним из самых многочисленных в мире. Течение возникло в начале 1900-х годов в США.
Свое название направление получило по Пятидесятнице. На этот день после Воскресения Христа Святой Дух сошел на апостолов, они заговорили на разных языках и отправились проповедовать учение Христа по всему миру.
Представители этого течения придают особое значение крещению Святым Духом, которое дает дар мудрости, знания, чудотворения и пророчества. Пятидесятники придерживаются доктрины непротивления злу, отказываются брать в руки оружие. Делают упор на трудолюбие и честную семейную жизнь.
В СССР основателем пятидесятнического движения считается Иван Воронаев — оренбургский казак, уехавший в 1912 году в США, окончивший там библейский колледж, а в 1921 году вернувшийся в Одессу. Там же он открыл и первую пятидесятническую церковь. В 1930 году Воронаев был в первый раз арестован, всего его судили трижды. Он прошел ссылку и лагеря, а в третий раз его приговорили к расстрелу. Правда, есть данные, что Воронаев принял более страшную смерть — якобы его, сильно уставшего и отставшего от лагерной колонны, загрызли насмерть сторожевые собаки.
В конце 1950-х пятидесятники, как и другие религиозные общины, активизировали работу. Например, только в 1956 году представители этой общины подали в Совет по делам религиозных культов 101 заявку об открытии молитвенных домов. Но власти не были готовы пойти им навстречу. Напротив, по отношению к ним началось серьезное «закручивание гаек». «Мы отказываем, и впредь будем отказывать в регистрации пятидесятникам и об этом надо твердо заявить всем руководителям этих сектантских объединений. Каждый член секты пятидесятников должен знать о том, что деятельность этой секты является незаконной… Нужно внушить сектантам, что советское государство не может допустить и не допустит пропаганды такого вероучения, которое противоречит Конституции СССР», — говорилось в докладе председателя Совета по делам религиозных культов Алексея Пузина.
Церковь пятидесятников: гонения за веру
Преследование пятидесятников велось по всему СССР. В 1957 году в Днепропетровске состоялся суд над «нелегальным центром пятидесятников», членов которого обвинили в антисоветской деятельности. В 1959 году перед судом предстал епископ Виктор Белых, работавший над объединением разрозненных пятидесятнических церквей. Но одним из самых известных процессов стал суд над руководителем Московской пятидесятнической церкви Иваном Федотовым, которого обвинили в подстрекательстве к убийству.
Главным свидетелем обвинения в этом деле была некая Анна Красина — бывшая прихожанка церкви пятидесятников. Она утверждала, что «братья по вере» за два года лишили ее собственной воли и заставляли служить сатанинскому делу. Когда Анна отказалась пойти на моление и решила поехать проведать свою дочь в пионерский лагерь, Федотов якобы потребовал принести девочку в жертву. Это требование, как утверждала Красина, отрезвило ее, она порвала с сектой и публично осудила Ивана Федотова и других прихожан.
Первоначально следствие по этому делу вел Фридрих Незнанский, известный в будущем писатель. В рассказе из сборника «Кровавая Пасха» он описывает это так: «Передо мною, следователем Московской областной прокуратуры, сидит Иван Федотов, глава пятидесятников России <…>. На столе в синей обложке лежит его дело, состряпанное не в милиции, не в прокуратуре, а в КГБ, в Управлении госбезопасности по городу Москва и Московской области.
- Когда вы наконец перестанете преследовать верующих, — в упор, словно это лично я и есть преследователь и мучитель верующих, спрашивает Федотов.
Я молчу. Что я могу ответить? После небольшой паузы Федотов продолжает:
- Вы, конечно, знаете, что по этому поводу говорил ваш тезка Фридрих Энгельс <…>. Энгельс говорил, что преследование — наилучшее средство укрепить нежелательные убеждения. Единственная услуга, которую можно сейчас оказать Богу, — это провозгласить атеизм принудительным символом веры».
По воспоминаниям Незнанского, он состава преступления в действиях Федотова не нашел, о чем и подал рапорт. На него тут же «повесили» какие-то хозяйственные дела, а дело Федотова передали новому следователю.
Иван Федотов — суд и приговор
В итоге и состав преступления нашли, и подельников — на скамье подсудимых, кроме самого Ивана Федотова, оказались еще пять человек: Михаил Афонин, Федосья Клинина, Мария Смирнова, Василий Ряховский и Иван Корчагин. Их судили не только за подстрекательство к убийству, но и по статье о доведении до самоубийства. Одна из прихожанок церкви действительно покончила с собой, но доказательства того, что ее довели до этого именно члены церкви, выглядели сомнительно.
Обвиняемых подвергли судебно-психиатрической экспертизе в Институте имени Сербского. По воспоминаниям самого Федотова, проводил ее Даниил Лунц, один из известных сторонников использования психиатрии в карательных целях. Он прямо предлагал вариант признания невменяемости, но никто из пятидесятников на сделку не пошел.
Адвокатом пятидесятников на процессе был Семен Ария, один из наиболее крупных мастеров советской послевоенной адвокатуры. Заседания Московского областного суда проходили в городе Дрезна — было сделано все возможное чтобы на процессе было как можно меньше публики и журналистов. Добиться этого не удалось: присутствовала и советская, и зарубежная пресса, и об этом процессе был снят фильм.
Нельзя сказать, что процесс шел совершенно гладко. У одной свидетельницы, дружинницы и члена партии, прямо во время дачи показаний начался нервный припадок. Другая, объясняя, по каким причинам она вступила в секту пятидесятников, сказала, что они были ее последней надеждой, так сильно она болела. И в итоге молитва ее… исцелила. Это произвело впечатление на адвокатов и на публику, но не на судей.
В итоге Иван Федотов был осужден на 10 лет лишения свободы, остальные получили от 2 до 5 лет. Впоследствии Федотов еще дважды представал перед судом: в 1974 году был приговорен к 3 годам лишения свободы, в 1981 году осужден за организацию детской воскресной школы, отбывал наказание в Сыктывкаре, освободился в 1986 году. По воспоминаниям близких, все испытания принимал со смирением. В общей сложности он провел в местах заключения 18 лет.