Маори
Эта инаугурационная выставка признана той, которая представила искусство маори в международном масштабе. «Маори» послужил сдвигом парадигмы в том, как мир смотрел на тихоокеанское искусство. Со-куратор выставки сэр Хирини Мид заявил на церемонии открытия:«Бешеное щёлканье камер международной прессы, присутствовавшей на церемонии, убедило всех нас в том, что это был исторический момент, прорыв определённого значения, грандиозный вход в большой международный мир искусства. Мы вдруг стали видимыми».
Эта выставка-блокбастер «Океания» по-прежнему оказывает огромное влияние и сегодня. «Маори» изменили способ отображения и интерпретации тихоокеанских искусств и культур. Это была первая выставка в Океании, которая активно вовлекла маори в процесс разработки выставки, предоставив больше консультаций о том, как демонстрировались и анализировались их сокровища, а также об использовании ими обычаев и церемоний, что в свою очередь положило начало новым методам музеологии деколонизации: церемонии рассвета, которые позволяли маори взаимодействовать и прикасаться к их сокровищам, а также они сопровождали выставки в качестве хранителей.
Выставка «Океания» открылась в Нью-Йорке в 1984 году в Музее искусств Метрополитен и прошла через избранные музеи Соединённых Штатов, прежде чем в 1987 году оказалась в Новой Зеландии.
Этот парадигмальный сдвиг в музеологии был также отражён в более широком контексте образовательной и политической активности маори 1970-х и 1980-х годов. В 1970-х и 80-х годах произошло возрождение культурной самобытности маори, связанной с жестокой историей колониализма и сохраняющимися проблемами обращения с маори в Новой Зеландии.
Благодаря экспозиции, состоящей более чем из ста семидесяти четырёх произведений древнего искусства маори, выбранные работы представляют более 1000 лет культуры этого народа. Одной из многих выдающихся работ выставки были Ворота Pukeroa Pa с изображением сильно татуированного маори, раскрашенного в белый, зелёный и красный цвета, которые стояли у входа на выставку.
Океания
В ознаменование двухсот пятидесятилетия со дня начала путешествий и вторжений капитана Кука музеи и галереи разработали несколько выставок в Океании, которые открылись в 2018-2019 годах. Одной из них была «Океания», которая прошла как в Королевской академии искусств в Лондоне, так и в Музее набережной Бранли в Париже.
Разработанная двумя уважаемыми учёными Океании, профессором Питером Брантом и доктором Николасом Томасом, Oceania была создана для демонстрации тихоокеанской истории и искусства. На выставке было представлено более двухсот исторических сокровищ и работ современных тихоокеанских художников, исследующих историю, изменение климата, самобытность и устойчивое развитие. В ней также изучалось влияние искусства Океании на европейский художественный мир и наоборот.
На выставке были затронуты три темы, рассказывающие истории жителей Тихоокеанских островов: Путешествие, Поселение и Встреча. На обоих показах выставки Кико Моана из коллектива Mata Aho приветствовала посетителей. Коллектив создал произведение вокруг идеи о том, как существо танива приспособится к борьбе с загрязнением океана и изменением климата. Несколько экспонируемых шедевров подлежали реституции: церемониальное корыто из Британского музея не попало в Музей на набережной Бранли из-за проблем с сохранением.
Выставка «Океания» получила широкую оценку в обоих учреждениях за использование методов деколонизации и тщательную продуманность при демонстрации объектов с тихоокеанских позиций, а также оживила разговоры о реституции этих коллекций.
Благодаря выставке «Маори» в 1984 году в настоящее время существует протокол о том, как интерпретируются и отображаются сокровища, а также в отношении ухода за предметами. Кураторы выставки, Адриан Локк из Королевской академии и доктор Стефани Леклерк-Каффарель из Музея набережной Бранли, сотрудничали с кураторами Тихоокеанских островов, художниками и активистами, чтобы обеспечить соблюдение обычаев.
Соломоновы острова
Одним из методов деколонизации является прозрачность того, как предметы коллекционирования оказались в музеях. Музеи сегодня всё ещё неохотно рассказывают полную историю некоторых своих коллекций. Продолжая тенденцию выставок в Океании летом 2019 года, Британский музей представил свою экспериментальную выставку «Коллекционирование историй: Соломоновы острова», иллюстрирующую колониальные отношения между Британским музеем и Соломоновыми островами.
Выставка была разработана куратором Океании доктором Беном Бёртом и руководителем отдела интерпретации Стюартом Фростом в ответ на серию «Коллекционирование историй». Серия бесед, проведённых различными кураторами Британского музея, была посвящена предоставлению посетителям информации о том, как предметы попали в коллекции музея.
С помощью пяти экспонируемых объектов цель состояла в том, чтобы показать различные способы приобретения предметов Британским музеем: через поселение, колонизацию, правительство и торговлю. Кураторы работали с правительством Соломоновых островов и диаспорами жителей Соломоновых островов, чтобы решить, какие объекты будут выставлены на всеобщее обозрение и лучше всего представляют острова.
На сегодняшний день это вторая выставка Британского музея, посвящённая Соломоновым островам, первая из которых была открыта в 1974 году. Британский музей организовал более тридцати выставок, посвящённых Тихоокеанским островам, но это первая, посвящённая прямому колониализму.
Эта выставка в Океании оказала непосредственное влияние на Коллекционирование и Империю, которая дебютировала в Британском музее летом 2020 года, предоставив происхождение и контекст объектам вокруг музеев, приобретённым в результате колонизации.
Бутилированный океан
После «Маори» традиционное искусство тихоокеанских островов стало демонстрироваться в музеях и галереях. Современные тихоокеанские художники также добивались успеха на рынке искусства, демонстрируя своё искусство. Однако существовала скрытая двойственность и озабоченность тем, что их искусство демонстрировалось потому, что оно выглядело полинезийским, а не основывалось на его собственных достоинствах. Как и любые художники, они стремились, чтобы их работы были замечены за их особое содержание и аргументацию, а не за выражение «Тихоокеанские острова».
«Бутилированный океан» начинался как обзор новозеландского искусства мигрантов и превратился в выставку, которая привлекла внимание к основным проблемам культурных стереотипов, наблюдаемых в секторе искусства и наследия, и ожиданиям других современных художников Тихоокеанских островов и их работ. Выставка была детищем куратора Джеймса Эрнеста Вивиера, который стремился показать работы новозеландских художников, не ограничиваясь ожиданиями искусства, выглядящего «полинезийским». Выставка «Океания» началась в Городской галерее Веллингтона и прошла в нескольких других выставочных залах Новой Зеландии.
Джеймс выбрал двадцать три работы художников различных направлений, многие из которых были приобретены национальными музеями и галереями. Мишель Таффери, художник самоанского, таитянского происхождения и с островов Кука, создал «Солонину 2000», чтобы прокомментировать влияние колониальной экономики на народы Тихого океана. Эта вещь теперь является частью коллекции «Te Papa». Профессор Питер Брант, присутствовавший на выставке, расценил её как приход современного тихоокеанского искусства в основные галереи. Эта выставка вывела современное тихоокеанское искусство на передний план международного художественного рынка и заставила общественность пересмотреть свои взгляды на этот счёт.
Pasifia Styles
Демонстрация материалов коренных народов сегодня является сложной задачей, но результаты, достигнутые с помощью методологий деколонизации и признания напряжённости, в конечном итоге могут привести к взаимному признанию и пониманию. Одним из таких методов является оспаривание западной музейной практики и признание различных видов опыта и связей между людьми и предметами.
«Pasifia Styles» встретили этот вызов лицом к лицу. Pasifika Styles - первая крупная выставка современного тихоокеанского искусства в Великобритании, стала результатом сотрудничества куратора Кембриджского университета Амирии Хенаре и новозеландской художницы из Самоа Розанны Рэймонд.
На выставку были приглашены современные тихоокеанские художники, чтобы разместить свои работы рядом с сокровищами, собранными во время путешествий Кука, а также создать произведения искусства в ответ на сокровища в коллекции. Это не только продемонстрировало тихоокеанское искусство по его собственным достоинствам, но и продемонстрировало, как практика некоторых тихоокеанских художников основана на традиционных методах.
Произведения искусства, созданные в ответ на коллекции, подняли вопросы о культурной собственности, реституции и деколонизации. Работа Джейсона Холла «Набор для репатриации: Сделай сам» ставит под сомнение право музея хранить культурное наследие. Комплект состоит из чемодана с бирками лондонского аэропорта с внутренней пенопластовой подкладкой в футляре, вырезанной для украшения тики и молотка. Однако остался только молоток.
Эта продуманная выставка подчёркивает важность воссоединения сокровищ с их живыми потомками и создания новых связей между музеями и их сокровищами. Сами сокровища могут быть важными источниками информации об их истории и исторических методах, поэтому они послужили возможностью для обучения музейных специалистов у художников, которые обладают знаниями, присущими им. Это также позволило художникам исследовать коллекции музея, чтобы информировать о своих произведениях искусства, и привезти информацию на острова Тихого океана, чтобы информировать о традиционных методах тихоокеанского искусства.
Выставка в Океании прошла успешно, в результате чего была разработана двухлетняя программа, посвящённая художникам Тихоокеанских островов и их сотрудничеству с музеями Кембриджа с программами посещения художников, музейными семинарами, в партнерстве с местными школами для взаимодействия с аудиторией, незнакомой с тихоокеанскими культурами. Выставочное пространство стало форумом для возобновления политических дебатов, поднимающих вопросы о западной музейной практике, касающейся материалов Океании, размышлений о предположениях о творчестве и деколонизации.
О том, как пандемия повлияла на «жизнь» музеев, читайте в следующей статье, в которой затрагиваются не только темы, связанные с проблемами и последствиями, а и о грядущих переменах в мире искусства.