Бахрушины
Преуспевающий зарайский купец Алексей Федорович Бахрушин переехал в столицу в 30-х годах XIX века со своей огромной семьей. Все вещи везли на телегах. Среди многочисленного скарба в корзине мирно спал маленький Саша, который в дальнейшем станет почетным гражданином Москвы и благотворителем, а также отцом известных коллекционеров. Его сын, Алексей Александрович Бахрушин, увлекался театром и даже был председателем Театрального общества. Созданный им Театральный музей благодаря своей обширной коллекции не имел аналогов в мире. Второй сын, Сергей, собирал русские картины, иконы, книги, выискивая и скупая их на Сухаревке. Перед смертью свою библиотеку он завещал Румянцевскому музею, а предметы из фарфора и антиквариат — Историческому музею.
Что же касается их отца Александра Алексеевича, то он вместе со своими братьями построил на Сокольничьем поле больницу с приютом для неизлечимо больных (по сути – первый российский хоспис), а на Софийской набережной – дом с бесплатными квартирами для нуждающихся. Кроме того, Бахрушины открыли в Москве несколько детских приютов и учебных заведений, а также выделяли большие суммы на стипендии студентам. Практически возле каждого построенного приюта или больницы Бахрушины возводили храм.
Мамонтовы
Эта купеческая династия берет начало от купца Ивана Мамонтова, который вел дела в Звенигороде, где был известен как благотворитель. Двое из его внуков, Иван и Николай, приехали в Первопрестольную очень обеспеченными людьми.
Их дети получили хорошее образование и обладали разнообразными талантами. Например, известный до наших дней купец Савва Мамонтов и сам был одаренным человеком (брал уроки пения в Милане, участвовал в театральном кружке писателя-драматурга Островского и т.д.), и умел замечать и ценить таланты других. Именно он помогал музыкальной карьере Шаляпина, Мусоргского, поспособствовал триумфу оперы Римского-Корсакова «Садко». Артисты, художники, композиторы приходили к своему другу-купцу за советами в любой области искусства – начиная от наложения грима и подбора декораций до вокальных приемов. И, надо сказать, его рекомендации всегда оказывались очень верными и точными.
Настоящим островком культуры того времени была усадьба Абрамцево, которую Мамонтов приобрел у писателя Сергея Аксакова и в полном смысле слова преобразил. Его жена, Елизавета Григорьевна, открыла в округе больницу и школу, при которой заработали ремесленные мастерские. Это делалось для того, чтобы сельская молодежь не уезжала в город.
В Абрамцево приезжали писатели, архитекторы, музыканты. Репин, Серов, Врубель и другие известные художники писали свои творения именно в живописном имении Саввы Мамонтова. Например, в столовой у купца в Абрамцеве висела знаменитая картина «Девочка с персиками», которую Валентин Серов написал именно в этой усадьбе (позировала дочь Мамонтовых Вера) и подарил жене хозяина, Елизавете Григорьевне.
Щукины
Этот купеческий род, основателем которого принято считать приехавшего в Москву из Калужской губернии Василия Петровича Щукина, не только поставлял товары в отдаленные города России и за рубеж, но и прославился коллекционерами. Например, братья Николай Иванович и Сергей Иванович были большими любителями и знатоками искусства. Первый собирал старинные ткани, кружевные изделия и рукописи, которые после его смерти стали достоянием Исторического музея. А второй прославился тем, что сразу оценил гениальность таких непонятных москвичам того времени художников, как Дега, Монэ, Гоген, Матисс, Ван Гог.
Несмотря на насмешки окружающих, Сергей Иванович покупал (иногда за символические деньги) и бережно хранил шедевры этих живописцев, предрекая им большую славу. Например, в столовой у купца висели 16 картин Гогена, 11 из которых он купил за границей оптом. Большинство картин из его коллекции теперь можно увидеть в «Эрмитаже».
Еще один брат, Петр Щукин, прослыл чудаком благодаря своей «мании собирательства». Он с большим азартом скупал предметы антиквариата (книги, утварь, картины и т.д.) и даже открыл «Музей российских древностей». Некоторые из его экспонатов действительно представляли огромную художественную и историческую ценность. После смерти Петра Ивановича часть его коллекции попала в Исторический музей, что-то оказалось в других известных музеях, а картины отошли Третьяковской галерее.
Демидовы
Династия Демидовых берет свое начало с петровских времен, когда Никита Демидов – бывший кузнец и оружейник при Петре I, – сумел выдвинуться и получил большие участки земли на Урале под строительство заводов. Разбогатев, он стал одним из главных помощников царя при строительстве Санкт-Петербурга и жертвовал на возведение будущего города крупные суммы денег и металл.
Впоследствии на рудниках, которые перешли к его сыновьям, были найдены большие запасы золота, серебра и руды.
Внук Никиты Демидова, Прокопий, прославился как один из самых активных благотворителей России. Он выделял огромные деньги на помощь учебным заведениям, госпиталям и на стипендии студентам из бедных семей.
Третьяковы
Прадед будущих основателей Третьяковской галереи Сергея Михайловича и Павла Михайловича приехал в Москву из Малоярославца с женой и детьми, будучи небогатым купцом из древнего, но не очень известного рода. Хотя в столице торговые и промышленные дела его потомков шли неплохо, эта купеческая династия никогда не входила в число самых богатых. Однако благодаря своей искренней и бескорыстной любви к искусству братья Третьяковы прославились, пожалуй, больше, чем все остальные купцы-меценаты.
Павел Михайлович тратил на создание своей галереи почти все, что зарабатывал, и это серьезно отражалось на благосостоянии его семьи. Посещая музеи и галереи Европы, он стал невероятно тонким и профессиональным ценителем живописи. И результаты этого увлечения москвичи и гости города могут оценить и по сей день.