Расплывчатая религия, посвященная зрелому дзену Джеффри, вымышленному герою культового фильма «Большой Лебовски», не заполняет церковных залов, но предлагает обретение широкого мировоззрения, в котором сочетаются элементы чилийского даосизма, буддизма и поклонение другим людям.
Интересное исследование
Новое исследование, опубликованное в издании Journal for the Scientific Study of Religion за январь 2018 года, предполагает, что чем больше времени человек проводит в Интернете, тем меньше вероятность того, что он или она может присоединиться к какому-либо религиозному направлению или полагать, что одна религия вернее всех остальных.
«Новое понятие Тинкинг означает, что люди считают, что они больше не обязаны каким-то институтам или религиозным догмам», — сказал в своем заявлении автор исследования Пол МакКлюр, докторант по социологии в Университете Бейлора.
Сегодня, возможно, отчасти потому, что многие из нас проводят так много времени в Интернете, мы с большей вероятностью осуществляем наше религиозное участие в качестве свободных агентов, которые могут воспринимать различные религиозные идеи, даже догмы разных конфликтующих религий, прежде чем решим для себя, в соответствии с какими духовными ценностями хотим жить.
Социологический опрос
В новом исследовании МакКлюр проанализировал ответы респондентов. Были заданы вопросы более чем 1700 взрослым людям по всей стране. Опрос в рамках программы Baylor Religion Survey проводился организацией Gallup в 2010 году.
Были заданы вопросы следующего характера:
- Как часто они принимали участие в религиозных мероприятиях, включая посещение религиозных служб, а также такие общественные мероприятия, как молитвенные группы, церковные соборы и практика хорового пения?
- Сколько часов в день тратится на использование Интернета, и насколько люди согласны в соответствии со шкалой от 1 до 4 с таким заявлением, как «Все религии в мире одинаково верны».
Итоги опроса
МакКлюр сравнивал ответы, чтобы определить, существует ли связь между временем, проведенным в Интернете, и временем, проведенным в религиозной организации, и отразилось ли пользование Интернетом на эксклюзивном представлении относительно того, какие мировые религии наиболее верные.
В анализе социолога также учитывались такие переменные, как возраст респондента, его этническая принадлежность, место жительства, а также политическая принадлежность.
Эти маркеры показали, что, как правило, более взрослые участники были склонны к религиозности, чем молодые респонденты, а политические консерваторы чаще посещали церковь, чем либералы. В конечном итоге МакКлюр обнаружил, что, независимо от других переменных, чем больше времени человек тратит на Интернет, тем больше шансов, что он не будет связан с определенной религией.
«Респонденты, которые проводили больше времени в Интернете, с большей вероятностью пропускали религиозные мероприятия, а также приняли "плюралистический" взгляд на религию, — сказал МакКлюр. — Другими словами, они с меньшей вероятностью верят, что только одна религия несет истину».
«Одной из причин этого может быть то, что Интернет предоставляет пользователям огромное разнообразие мировоззрений, убеждений и идей, которые могут побуждать людей бросать вызов предвзятым представлениям о том, что важно в их жизни, — говорит исследователь. — Интернет — идеальная среда для новых идей, которые полны уверенности».
Интернет способствует ослаблению религиозности
МакКлюр полагает, что другой ключевой фактор в обмене религиозными убеждениями посредством Интернета заключается в том, что время, проведенное в Интернете, часто вытесняет время, которое можно было бы потратить на пребывание в церкви.
Эта гипотеза содержит общий аргумент, прослеживающийся в дискуссиях о том, должны ли дети иметь доступ к Интернету в течение неограниченного времени.
Такие потенциальные негативные последствия, как тревога и депрессия, не могут быть вызваны самими мониторами, а вот обширная информация, предполагающая реальное взаимодействие, может изменить психологию ребенка. Так полагают специалисты из Медицинского центра Колумбийского университета в Нью-Йорке.
МакКлюр полагает, что со временем Интернет окажет положительное или отрицательное влияние на развитие социальных и культурных убеждений.