Разделяют несколько основных видов сквотов: идеологические объединения, вроде группы радикальных анархистов или ультимативных либертарианцев. Не реже встречаются такие же, но творческие объединения, впрочем, бывают и вынужденные захваты, совершаемые людьми, которым просто некуда больше идти.
Сквоты отличаются от бомжатника тем, что жильцы воспринимают их как своё и постоянное место жительства. Обычно это группы небогатых, а то и вовсе нищих людей, тем не менее создающих общими усилиями вполне сносные условия для жизни. Судьба сквота может повернуться самым непредсказуемым образом, зависит это в первую очередь от самих жильцов и уровня лояльности официальных властей. Некоторые из них расселяют с применением насилия, другие умудряются легализоваться, превращаясь в культурные центры и даже псевдогосударства.
Свободный город Христиания
Один из старейших и самый знаменитый сквот мира находится в столице Дании. Это целый район с постоянным населением около 1 000 человек, на который не распространяются законы страны. В Христиании есть своя конституция и собственная валюта — христианитский лён, правда, по факту в ходу, конечно же, датская крона. Из-за отсутствия полиции вся столичная наркоторговля переместилась в «Свободный город», однако по заверениям членов коммуны, общий уровень преступности ниже среднего по стране. Сегодня это одна из туристических достопримечательностей, хотя приезжих информируют о том, что посещение Христиании, особенно в тёмное время суток, может быть небезопасным.
Леонкавалло
Другим старейшим и успешно легализовавшимся сквотом стал миланский Леонкавалло. Существует с 1975 года и за это время предпринималось несколько попыток выселения захватчиков, однако люди каждый раз не только отстаивали свои интересы, но и расширяли границы сквота. Нынешние собственники зданий продолжают судебные тяжбы, требуя выселения сквоттеров, но помощь пришла откуда её совсем не ждали. В 2006 году министерство культуры включило граффити Леонкавалло в каталог туристических объектов, назвав их Сикстинской капеллой современности.
Слэб Сити
Небольшой американский город, неподалёку от мексиканской границы, выросший на месте заброшенных военных казарм. Постоянное население в районе 200 человек, но Слэб Сити стал местом паломничества хиппи, а также приютом, где путнику не задают лишних вопросов. В общем-то поэтому на город периодически совершаются полицейские рейды, часто не безрезультатные, ведь Мексика рядом, а через эту границу ходят всякие и носят разное. С другой стороны, всем своим видом Слэб Сити способствует подобному положению вещей, городок будто материализовался из какой-то альтернативной вселенной «Безумного Макса» или Borderlands.
Кёпи
Совсем недавно попытка расселения берлинского Кёпи обернулась массовыми беспорядками. Это старейший сквот столицы, располагавшийся в здании, которое забросили после падения Берлинской стены. Кроме жилых помещений на верхних этажах, в коммуне был собственный концертный зал, кинотеатр и спортивная площадка. В операции задействовали несколько тысяч полицейских при том, что в самом Кёпи проживало всего несколько десятков человек. Впрочем, такая предосторожность оказалась уместной. Вскоре на защиту сквота вышли люди со всех уголков Берлина, не менее 40 силовиков получили травмы, но здание всё-таки было освобождено.
Рума Апи
Может сложиться впечатление, что сквоттинг — исключительно европейское явление, однако это не так. Начать стоит с того, что Punk’s not dead! Далее перемещаемся в столицу Малайзии и находим «Горящий дом». Это пристанище панков-анархистов, а название сквота связано с давним инцидентом, когда местные националисты закидали здание коктейлями Молотова. Сообщество исповедует принципы фриганства, то есть пользуется тем, что можно получить бесплатно. Панки вполне могут есть просроченную еду, при этом организовывая акции «Food Not Bombs», раздавая эту же еду другим малоимущим. Кроме этого в Рума Апи регулярно дают концерты местные группы, для всех ценителей вход свободный.
«Гранд–отель» в Бейре
Когда-то это был один из самых роскошных отелей Африки, строительство и обслуживание обходились настолько дорого, что комплекс за 10 лет работы ни разу не вышел в плюс. В итоге его пришлось закрыть, а в середине 70-х в Мозамбике началась гражданская война. Тогда тысячи людей нашли здесь своё убежище, многие остаются в отеле до сих пор. Это не преувеличение, в номерах для белых господ выросло уже два поколения бедняков, которых так и не могут выселить. Впрочем, не удивительно: с одной стороны, у здания нет владельца, с другой — там проживает около 3 000 человек, которых нельзя просто выгнать на улицу. При выселении потребуется выделять хоть какое-то жильё, а в Мозамбике, как и во всей Африке, с этим проблемы.