Первые конфетные обертки появились меньше двухсот лет назад. Долгое время сладости были творением поваров и подавались они только к столу. Когда же началось массовое производство, то об упаковке задумались не сразу – простая бумага прилипала к конфетам, да и сильно увеличивала их стоимость. Однако ради удобства транспортировки, хранения и простой гигиены конфеты в Англии и Франции в XIX веке начали заворачивать в фольгу. Изобретателем же фантика в принципе считают Томаса Эдисона. Кроме коммерческого варианта лампочки, фонографа и множества других полезных патентов в его творческом багаже оказалась и парафинированная бумага, которая идеально отвечала запросам кондитерского производства.
Сразу стало ясно, что фантик с яркой картинкой будет привлекать внимание покупателей, поэтому конфетные обертки быстро начали украшать цветными рисунками. То, что фантик может стать площадкой для политической пропаганды, придумали вовсе не в Советском Союзе, а задолго до него. С точки зрения рекламы упаковка сладостей является идеальным полем – она точно попадает в руки потребителя и вызывает не только интерес, но еще и приятные ассоциации, поэтому промышленники России сразу стали наполнять эту перспективную нишу актуальной информацией.
Крупные производители сладостей в России XIX века начали соревноваться в оригинальности и красоте упаковки своего товара. Так, например, один из совладельцев фабрики «Энейм» Юлиус Грей сам занимался разработкой дизайна фантиков, он увлекался на досуге художественной фотографией, а его конкурент, знаменитый фабрикант Алексей Абрикосов, пошел дальше – создал целую артель художников, которые занялись созданием эскизов для упаковок шоколада и конфет. 30 профессиональных живописцев работали у него в цехе упаковки, возглавлял их Федор Шемякин (эта семья, кстати, подарила России нескольких прекрасных художников). В молодости многие звезды художественного искусства зарабатывали на жизнь рисованием картинок для фантиков: Иван Билибин, Иван Ропет, Константин Сомов, Виктор и Апполинарий Васнецовы, Сергей Ягужинский, Борис Зворыкин, Евгений Лансере.
Что же касается тематики конфетной продукции, то она полностью соответствовала своему времени, отражая наиболее яркие моменты в общественно-политической жизни страны. Кроме идеальных детей и красоток на фантиках еще с середины XIX века стали появляться коронованные особы. Это придавало производителям и продукции солидности, да и выслужиться перед властью никогда не бывает лишним. Так, например, очень популярной до революции была карамель «Царская», выпускаемая концерном «А.И. Абрикосов и сыновья», на ней был изображен памятник императору Александру II. Позднее эту же карамель запустили в производство и другие концерны, фантик помпезно украшался атрибутами царской власти.
Товарищество «Энейм» пошло еще дальше, создав линию элитной сладкой продукции. Вскрыв изысканную дорогую упаковку печенья или кофе, покупатель находил многостраничные красочные проспекты с портретами царских особ или изображением знаковых для страны событий: изгнание польских интервентов из Москвы, народное ополчение Минина и Пожарского, подвиг Ивана Сусанина, победа в Отечественной войне 1812 года или призвание Михаила Федоровича Романова на царство. На обратной стороне вкладышей можно было прочитать краткую историческую справку. Кстати, кроме информации о царской династии и истории так можно было узнать о народностях России, ее флоре и фауне, познакомиться с разновидностями оружия и выучить алфавит. Эта сладкая энциклопедия была очень любима детьми даже в семье Романовых, и товарищество «Эйнемъ» в 1913 году было удостоено звания поставщика двора Его Императорского Величества
В России даже существовала традиция отмечать исторические события или их юбилеи выпусками новой кондитерской продукции. Корни она имеет очень старинные – еще в 1861 году после отмены крепостного права фабрика А.А. Савинова выпустила в продажу конфеты «Реформа», «Воля», «Освобождение крестьян» и «Отмена крепостного права». Сегодня фантики из этой исторической серии являются настоящей редкостью.
В 1896 году производители конфет мгновенно ответили на важное политическое событие - поездку Николая II вместе с супругой во Францию. Президент Французской Республики Феликс Фор, способствующий сближению двух стран, после этого появился на конфетных обертках. А в 1903 году прилавки наполнились сладкими товарами с видами Санкт-Петербурга – так кондитерские концерны отметили 200-летие столицы.
К 1913 году все производители сладостей в России готовились заранее и очень серьезно – празднование 300-летия дома Романовых обещало стать грандиозным событием, поэтому специально для него разрабатывали новые виды сладостей и создавали особенно роскошную упаковку. Кстати, одним из таких сладких подарков для царской семьи стало печенье «Юбилейное», презентованное кондитерским концерном «А.Сиу и К» самому императору. Фабрикант Адольф Сиу придумал особую рецептуру бисквита, который Николаю II действительно очень понравился. Всего через 4 года эта фирма превратится в кондитерскую фабрику «Большевик», а вот знаменитое печенье каким-то образом сохранит свое название. Мы и сегодня можем лакомиться им, правда, сейчас уже мало кто знает, что этот юбилей не имеет ничего общего с советскими праздниками.