Искусство для Игоря Грабаря всегда было предметом познания и созидания. Еще будучи ребенком, Игорь проявил страсть к рисованию. По словам родителей, он изводил кипы бумаги и увлеченно рисовал с красками. Когда мальчишка подрос, стал брать уроки живописи, проводил в мастерской часы напролет. После – поступил в лицей цесаревича Николая в Москве. Детство Игоря прошло в Рязанской губернии, и переезд в Москву открыл для него новые горизонты.
Несмотря на то, что учеба в лицее давалась тяжело (Игорь был едва ли не самым бедным из учеников, жил на содержании), лицеист стал уделять время посещению художественных галерей. В частности, его притягивала, как магнит, Третьяковка. Мог ли даже надеяться тогда этот мальчишка на то, что спустя годы получит должность попечителя этой галереи?
После окончания лицея Игорь Грабарь поступил в Петербургский университет на юридический факультет. Студенческие годы, проведенные в городе на Неве, он заполнил на всю жизнь. Здесь он всерьез занялся живописью, быстро вошел в круг общения петербургской богемы. Отсюда – поехал в тур по европейским странам, жадно откликаясь на то новое, что видел в искусстве.
Увлечение живописью не давало усомниться в том, что следующей ступенью для Игоря Грабаря должно стать обучение в Академии художеств. Правда, после поступления стало ясно, что душа талантливого студента жаждала новизны, а не строгой академичности. Путь Игоря Грабаря лежал в Мюнхенскую школу живописи… В этот период начинается активное сотрудничество Грабаря с Сергеем Дягилевым, и его становление как критика и историка искусства.
В последующие годы Игорь Грабарь постоянно совмещал занятия живописью с научной деятельностью. Это отнимало много сил и энергии. Работая в Третьяковской галерее, Грабарь провел полную инвентаризацию всех экспонатов, каталогизировал их. Его же заслуга – курс лекций по научной реставрации произведений искусства.
А что же с личной жизнью художника? С будущей женой Валентиной Мещериной Грабарь познакомился в имении Дугино, где проживал его друг и художник Николай Мещерин (Валентина приходилась ему племянницей). Валентина была настоящей красавицей, ее огненные рыжие волосы сводили с ума Игоря, и тот вскоре сделал ей предложение. Дом Грабарей был полная чаша, в семье родились двое детей – Ольга и Мстислав. Казалось, жить да радоваться, но судьба приготовила им тяжелое испытание. Валентина начала терять рассудок, у нее обнаружили тяжелое гормональное заболевание.
Лечение в клинике для партработников не дало результатов: Валентина вернулась в семью совсем другим человеком. Не было в ней уже ни жизнелюбия, ни энергии. Дома она прожила совсем немного, и… исчезла. Ушла от мужа и детей. Все попытки найти ее оказались тщетны.
Через некоторое время опекать Игоря Грабаря и его двух детей стала родная сестра Валентины – Мария. На картине «Васильки» изображены обе женщины – рыжеволосая Валентина и темноволосая Мария. Обе в разные годы были женами художника.
Что касается детей Игоря Грабаря, Ольги и Мстислава, их судьбы тоже примечательны. Мстислав стал талантливым математиком, а Ольга – биологом. В университет Ольга поступила в 1940 году, а, спустя три года, добровольно ушла на фронт. На войне служила переводчиком вначале в разведке, после – в стрелковом корпусе. Вернувшись с фронта, закончила учебу, но наукой заниматься не бросила. Через несколько лет защитила кандидатскую диссертацию, а позже – докторскую.