Придворные дамы
Во дворце служили не только мужчины-дворяне. У королев и принцесс (а также герцогинь и их дочерей) были собственные придворные дамы. Они занимали разные должности и получали за исполнение своих обязанностей жалованье и подарки. Поскольку собственно работы руками на них лежало немного, из нашего времени может показаться, что работёнка была непыльной. Однако всё зависело от госпожи.
Королева или герцогиня могла потребовать страшно утягивать талию или носить какую-нибудь не слишком удобную конструкцию в одежде, не отпускать от себя дам с раннего утра до глубокой ночи, разъезжать по местам, где кровать и удобное кресло найдутся только для королевы (а дамам придётся тесниться и спать на чём попало) и даже позволять себе распускать руки.
Кроме того, в отличие от мужчин, женщина при дворе не могла надеяться сделать настоящую политическую карьеру — хотя имела шанс обрести политический вес. Часть придворных дам также не чурались оплаченного шпионажа на другие государства, а ещё эта работа давала возможность найти себе неплохого жениха.
Аббатиссы
Одним из серьёзных шансов самореализоваться в эпоху Возрождения (как и во многие другие эпохи) был монастырь. Там женщина могла получить хорошее образование, в том числе профессиональное, и сделать карьеру вплоть до должности аббатиссы — настоятельницы монастыря. Каждый монастырь был чем-то вроде города, со своей экономикой, своей культурной жизнью, часто со своими больницей и школой, где можно было устраивать свои порядки. Кроме того, аббатиссы имели некоторое политическое влияние и могли активно участвовать в общественной жизни своего края.
Художницы
Это та профессия, в которую шли девушки, стоявшие где-то в промежуточном положении между дамами и служанками. Как правило, художницами становились дочери художников, владельцев собственных мастерских. Они учились у своих отцов и могли пройти практику у знакомых отца — другого пути в миру не было, поскольку попытка пройти путь художника обычным способом, явившись со стороны и став подмастерьем, даже если бы девушку приняли, обернулась бы тем, что ей пришлось спать вповалку с другими подмастерьями, парнями, и те вряд ли повели бы сюда куртуазно. Женщина также могла стать художницей в монастыре, как легендарная Плаутилла Нелли, но тогда она не могла дойти до высшей точки этой карьеры — должности при дворе.
Яркий пример художницы, сумевшей получить профессию благодаря тому, что сама родилась в семье художника — Катерина ван Хемессен. Она официально входила в гильдию художников и у неё были подмастерья. Она считается автором первого автопортрета живописца за работой; все остальные, более поздние подобные автопортреты — подражание ей. Что касается портретов других людей, они отличались тем, что Катерина никогда не рисовала взгляд человека обращённым на зрителя. Покровительницей Катерины была королева Мария Австрийская, одна из виднейших политических деятельниц Европы, и после смерти королевы Катерине выплачивали щедрую пенсию. Карьера не перечеркнула личной жизни ван Хемессен — она была замужем за музыкантом-органистом.
Фармацевтки
Немало женщин Возрождения увлекались траволечением. Если простолюдинка рисковала навлечь на себя подозрение в изготовлении ведовских зелий, то дама могла сыпать цитатами из античных авторов и ссылаться на занимавшихся лекарским делом монахов, которые тоже использовали травы. Принцесса Анна Шведская, сестра польского короля Сигизмунда III, ставила эксперименты с лекарственными травами и собственноручно их выращивала. Придворные охотно обращались к ней за помощью. А знаменитая Катерина Сфорца, утратив всё своё имущество, жила за счёт того, что изготавливала лекарства на продажу, прибегая не только к травам, но и своим познаниям в алхимии (практической её части).
Занималась лекарственными растениями и София Браге, сестра астронома Тихо Браге, помогавшая ему в составлении гороскопов. Она и сама отлично разбиралась в астрономии, но к женщине-учёному Европа была ещё не готова, и для большинства современников София была именно лекаркой, у которой можно было купить разные травы и лекарства на их основе. Впрочем, эта профессия плохо её кормила — вероятно, потому, что она, как женщина, не входила в гильдию аптекарей и не могла считаться настоящим врачом.
Писательницы и поэтессы
Вообще женщины всегда были склонны браться за писательство — стоило только подпустить их к образованию. Эпоха Ренессанса не стала исключением; в пятнадцатом-шестнадцатом веках публиковалось немало поэтесс и совсем немного меньше писательниц. Стихи английской аристократки Мэри Сидни высоко — почти наравне с Шекспиром — ценили современники. Она также стала рекордсменкой по количеству стихотворных посвящений — и не в смысле написанных ею, а написанных к ней. Если, конечно, не брать королев.
Иногда поэтессе приходилось быть чем-то большим, чем поэтессой. Так, Вероника Гамбара, одна из легендарных итальянок Возрождения, не меньше, чем сонетами, прославилась тем, что, будучи вдовой, организовала успешную оборону своего города от вооружённых притязаний соседнего герцога. Впрочем, в эпоху Возрождения такие факты вообще не были уникальны. Множество женщин прославились именно грамотно организованным вооружённым сопротивлением, включая, например, русскую княжну Анастасию Слуцкую. При этом, хотя их чествовали как героинь, до военной карьеры женщин не допускали принципиально.
Переводчица
Многие женщины в эпоху Возрождения знали несколько языков. Мужчины, впрочем, точно, но в хороших литературных переводах всегда была нужда, и женщины могла заниматься ими наравне с мужчинами. Та же Мэри Сидни вошла в историю не только как поэтесса и драматург, но и как переводчица литературных произведений.
Учительница музыки
Хотя играть на музыкальных инструментах умели многие дамы Ренессанса, жить этим ремеслом считалось непристойно. Кроме одного случая: женщину хорошего происхождения, но в трудной ситуации, могли нанять преподавать игру на музыкальных инструментах девочкам из дворянских семей. Иногда эти женщины также писали музыку для занятий, но, в отличие от средневековых композиторш, ни одна сочинительница эпохи Ренессанса в историю не вошла.