Историю героического и славного рода Кекропа, полную своих загадок и трагедий, нам рассказывает Еврипид и другие античные авторы. Эти сказания можно датировать V веком до нашей эры, но, несомненно, сложены в устном творчестве они были гораздо раньше. История Кекропа и его потомков вызывает интерес своей мифологической составляющей, тонкостями сюжета и историческими фактами, запечатлёнными в ней.
В древности змея была олицетворением земного начала и символом подземного мира. Это животное, касающееся почвы всем своим длинным телом, считалось священным, но отношение к нему не было однозначным. Именно «земная» составляющая образа и отразилась в облике Кекропа, божества земли. Его изображают как человека со змеиным хвостом. Ему приписывают важнейшее сотворение – а именно, основание города Афины.
В то время шёл долгий и жаркий конфликт между бессмертными. Афина и Посейдон не могли определить, кому из них властвовать над страной. По повелению Зевса все боги были собраны на суд, куда пригласили и Кекропа. Он должен был выступить главным судьёй, определить, кому отдаст власть над аттическими землями. Во время собрания было принято мудрое решение назначить победителем того, кто сделает лучший подарок людям. Посейдон коснулся трезубцем земли, и из неё полилась солёная вода моря. Афина пронзила землю копьём, и оно превратилось в дерево оливы. Кекроп остановился на последнем даре, объяснив, что моря и так много, а значит, в его водах недостатка у людей нет, а вот плодоносное дерево принесёт богатство Аттике и сделает её население трудолюбивыми земледельцами.
Кекроп стал первым царём Аттики, оставив добрую славу среди людей. Он создал статуи и храмы в честь богини Афины, своих же дочерей назначил первыми храмовыми служительницами.
Последователем Кекропа стал Эрихтоний. О его рождении известно мало, но сама Афина растила его во младенчестве. При этом она, спрятав малыша в короб, закрыла его с парой змей-хранителей и сказала о запрете жрицам смотреть на ребёнка. Девушкам же было очень интересно увидеть хотя бы одним глазком, что за чудо скрывается там.
В один день она отправилась за скалой, которую намеревалась принести к Акрополю, чтобы заслонить его от ветров и холода. Но когда она возвращалась, летящая к ней птица сообщила, что жрицы раскрыли корзинку. Разозлившаяся Афина бросила гору на половине пути и помчалась к ним. В гневе она наслала на них безумие, и они сбросились в море с острых скал. Гора же так и осталась стоять на том месте, где её оставила богиня.
Есть и ещё одна версия мифа. Согласно ей, богиня не наказывала девушек. В тот миг, когда жрицы приоткрыли крышку, они увидели младенца со змеиным телом, отчего пришли в ужас. Финал и здесь тот же – от сумасшествия, охватившего их, они сбросились со скалы.
Их гибель никак не сказалась на маленьком Эрихтонии. Под опекой Афины он вырос мужественным и сильным. Всю жизнь он был благодарен богине, в честь которой основал праздник Панафинеи. Эти торжества открывались факельным бегом ночью, что считалось признаком света и силы человека. Днём же множество зрителей приходили посмотреть на соревнования.
На аттическом празднике между собой соперничали всадники и гимнасты, управляющие колесницами и рапсоды. Позднее своё мастерство получили возможность проявить поэты, художники и музыканты. После всего определялись победители в каждом жанре, которые награждались венками ветвей священного дерева. Масло из оливы также было даром победителям. Уже тогда была введена интересная традиция, сохранившаяся до наших дней. Всем победившим вручали амфоры с маслом, оснащённые двумя ручками для более удобного перемещения. Сейчас же точно так происходит на любых спортивных соревнованиях, где вручают кубки, являющиеся своеобразной копией тех амфор.
Эрихтоний был первым, кто предложил соревнования на колесницах (к слову, его и считают изобретателем самих колесниц). Впоследствии этот вид конного спорта прочно вошёл в мировую историю.
Также в праздник принято было принести новое одеяние богине. Свежевытканную накидку из самых лучших нитей надевали на парус корабля, а затем через море везли к храму Афины, где надевали её на плечи богини.
Непростая судьба ожидала потомка Эрихтония и последователя Кекропа, Эрехтея. Так же, как и предшественники, он стал правителем Афин, но в его пору выпала война с соседним местным правителем. На помощь тому пришла подмога от соседних поселений.
Всё хуже становилось положение Афин в сражениях. Эрехтей отчаивался всё больше, понимая, что поражения не избежать. Отправился он за просьбой о подсказке к алтарю Аполлона, чтобы всевидящий бог подсказал, что нужно сделать, тем самым, спас город. Ответ был ужасен. Эрехтею поведали, что для спасения родины он должен отдать в жертву свою любимую дочь. Сама же девушка, узнав о таком предписании, сказала, что ради родной земли согласна на всё, а смерть её не страшит. Полный горя, Эрехтей выполнил страшный приказ богов.
В жестоком бою Эрехтей одержал победу над противником, но враги его взмолились Посейдону, чтобы тот наказал его. Бог морей, держа в душе давнюю обиду на Кекропа и его последователем, нанёс удар. Эрехтей и его дети были убиты, в живых осталась лишь одна из дочерей.
В легендах о Кефале и других царях Афин есть место одному из самых кровавых обрядов древности – жертвоприношениям. Но эта история – из более поздних, а потому жертва помогает лишь в малом, не сумев отвратить большие бедствия. Эти мифы подчёркивают любовь к Родине и самоотверженность героев, а также могучую силу богов, которые не только властны над всей землёй, но и хорошо помнят старые обиды.